Опубликовано 03 сентября 2020, 18:00
6 мин.

В чём проблемы «права на забвения» и как удалить всю информацию о себе из Сети

Shift+Delete

«Право на забвение» в России существует с 2015 года — теоретически каждый может потребовать убрать из Сети неактуальную или некорректную информацию о себе. Но на практике в процедуре полно подводных камней. Настолько, что в августе эту тему на встрече с президентом РФ поднял руководитель Роскомнадзора Андрей Липов — и предложил «залатать дыры». Разбираемся, как почистить информацию о себе в интернете и помогут ли гражданам новые инициативы.

 В чём проблемы «права на забвения» и как удалить всю информацию о себе из Сети

Данные в законе

Для начала запомните, что закон на вашей стороне: в России сбор и распространение информации о частной жизни граждан без их согласия запрещены. За вас заступаются сразу Конституция, Гражданский кодекс РФ, закон «О СМИ» и 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Если вы обнаружили, что информация о вас, включая фото (сделанные не в общественном месте и крупным планом), находится там, где вы её не оставляли, вы вправе потребовать её удалить.

Но не каждое требование будет исполнено. Данные могут стать общедоступными, если вы сами разместили их в свободном доступе или дали на это согласие. В Гражданском кодексе также есть указание на то, что частная информация может быть в статусе общедоступной, если используется «в государственных, общественных или иных публичных интересах». Например, когда речь про публичного человека, который занимает государственную должность или играет определенную роль в общественной жизни.

Как «удалиться из интернета»

Первый вариант — попробовать решить вопрос полюбовно. То есть обратиться к администрации ресурса или сервиса и указать, что конкретная информация — частная и должна быть удалена. Часто пользователям идут навстречу.

Если же администрация ресурса не отвечает или отказывает вам, придется обращаться в суд. Если вы действительно не размещали данные в открытом доступе и не давали согласия на их публикацию, суд может удовлетворить иск. На основании решения суда вы снова отправляете запрос администрации ресурса или сразу в Роскомнадзор. Теперь информацию обязаны удалить.

Вроде бы на этом всё. Но по решению суда или предписанию Роскомнадзора информацию удалят только в первоисточнике. А за это время она могла разойтись дальше — по сайтам, соцсетям, сервисам.

В таком случае нужно обратиться к 149-ФЗ, в рамках которого действует «право на забвение». Его суть заключается в том, что гражданин может потребовать не выдавать ссылки на сайты с информацией о нём. Основанием для этого служат следующие аргументы: информация недостоверная, неактуальная, утратившая значение, а также распространяемая с нарушениями законов РФ.

Вот что для этого нужно сделать:

  • Соберите самостоятельно все ссылки, по которым находится информация о вас и которую вы хотите удалить из выдачи поисковиков.
  • Напишите заявление об удалении информации, указав причины. Приложите к нему список ссылок, свои паспортные данные и контакты.
  • Отправьте заявление в поисковые сервисы. У каждого из них есть формы, чтобы принимать такие обращения пользователей. Вот, например, форма «Яндекса», вот Google.

Далее сервис рассматривает обращение и принимает решение. Если оно положительное, убрать нежелательную информацию из выдачи должны в течение 10 дней.

На какие подводные камни можно натолкнуться

Главная проблема в том, что сложно или практически невозможно обязать десятки или сотни сайтов удалить информацию о вас. Просто ссылки, указанные вами в заявлении, исчезнут из поисковой выдачи.

Поисковик может отказать и в этом, если его не устроит обоснование. Например, заявитель утверждает, что плохие отзывы о его компании недостоверны — ресурс не может проверить, так ли это на самом деле, и, скорее всего, ничего не удалит.

Ещё одна причина, по которой вам могут отказать в «зачистке» поисковой выдачи — всё тот же Гражданский кодекс, который признаёт информацию общедоступной, если она представляет общественную значимость. В законе чётких критериев для определения этой значимости нет, поэтому поисковик руководствуется собственными представлениями и может счесть ваши личные данные полноправным достоянием публики.

 В чём проблемы «права на забвения» и как удалить всю информацию о себе из Сети

Что предложил Роскомнадзор

На встрече с президентом 10 августа глава Роскомнадзора Андрей Липов предложил дать пользователям возможность обосновывать в суде, что информация о них не имеет политической, государственной или общественной ценности. Поисковым системам не придётся гадать, верить ли на слово заявителю, который просит удалить негатив о нём как недостоверную информацию. А пользователям станет проще — хотя и затратнее по времени — отстоять свои позиции там, где раньше оператор мог отказать в удалении из-за сомнений.

Кроме того, ведомство предлагает ввести дополнительные механизмы, которые косвенно помогут контролировать ситуацию:

Увеличить до года срок давности за нарушения в области персональных данных (ПДн) — в том числе за незаконное ограничение доступа к данным или, наоборот, распространение их без согласия гражданина. Таких дел в суд с каждым годом поступает всё больше, и в отведенные сегодня законом три месяца их просто не успевают рассмотреть. Кроме того, Липов посетовал на небольшие размеры штрафов за нарушения работы с ПДн (максимальный — 75 000 рублей). Если санкции станут реальной угрозой, вероятно, нарушений станет меньше.

Ввести чёткое регулирование сбора, обработки и использования биометрических данных. Если они попадут «не в те руки», жертва раз и навсегда окажется без защиты. Ведь если профиль в соцсетях и даже паспорт поменять можно, то отпечатки пальцев или рисунок радужки — нет. Они дают 100%-ную идентификацию, их утечка будет равняться не то что распространению личной информации, но, по сути, краже личности. Эта вероятность тем ниже, чем строже будет строиться работа с биометрией на всех этапах.

Закрепить за государством право определять страны, в которых персональные данные наших граждан обрабатываются с нарушениями или ненадлежащим образом. И передать эту компетенцию в ведение Роскомнадзора. Россияне узнают, куда можно «отдавать» свои данные без риска их утечки или неправомерного использования: эксперты дадут оценку надёжности иностранных сервисов.

Эти инициативы не только усовершенствуют локальное российское законодательство, но и приблизят его нормы к международным. Пока Евросоюз считает РФ ненадёжным оператором персональных данных (из-за размытых критериев определения законности/незаконности размещения в Сети личной информации, несовершенного механизма ограничения доступа к такой информации и несерьёзных мер ответственности за нарушения). Поэтому ЕС не рекомендует передавать в Россию персональные данные своих граждан.

Если инициативы Роскомнадзора воплотятся в жизнь, это поможет повысить доверие к нашей стране и упростит трансграничный обмен данными.

А пока что?

Пока мы ждём, когда дыры в законодательстве залатают, лучший способ защитить данные — просто не откровенничать в Сети. Уберите избыточную информацию о себе на доступных ресурсах (например, в соцсетях) и возьмите за правило не размещать в будущем. Ваши фото, геотеги, ближайшие планы могут заинтересовать преступников. Кто-то считает это паранойей.

Однако ограбления до сих пор происходят по наводке жертвы, когда она сама в соцсетях рассказывает, куда, когда и на какой срок уезжает. А фото вас, ваших родных и детей могут перекочевать на сайты, о которых вы даже не слышали и вряд ли хотели бы услышать.

Контролируйте, кому и на каких условиях вы передаете свои персональные данные. Читайте скучные пользовательские соглашения. И помните, что за «бесплатные» услуги интернет-сервисов, приложений вы обычно расплачиваетесь своими данными, которые могут быть переданы или проданы третьим лицам на законных основаниях. Об этом вы также можете почитать в пользовательских соглашениях.

Пока законодатели оптимизируют правовое поле, нужно самим овладеть базовым пониманием процессов сбора, обработки и использования информации о вас. Закон на стороне граждан, нужно лишь грамотно им пользоваться. И быть в меру мнительными, когда кто-то запрашивает ваши данные.

Коллаж: «Секрет Фирмы», Depositphotos.com/dadartdesign