Что такое последняя миля. Объясняем простыми словами
Термин «последняя миля» используется в разных областях, например:
- в дистрибьюции — это доставка до розничных торговых точек;
- в e-commerce — доставка из сортировочного центра до конечного адресата (на конкретный адрес или в пункт выдачи заказов, почтовое отделение, постамат и др.);
- в сфере телекоммуникаций — канал от оборудования провайдера до оборудования клиента;
- в энергоснабжении — сети от объектов энергоснабжающей компании до присоединяемых устройств;
- в пассажирском транспорте — последняя часть маршрута. Например, "работа — дом", когда человек от дома добирается на маршрутке до метро, а от метро до работы "последнюю милю"— пешком или на прокатном электросамокате.
Пример употребления на «Секрете»
«Министерство энергетики РФ подготовило законопроект об отмене льгот на подключение бизнеса к электросетям. С января 2022 года в цену технологического присоединения включат до 50% расходов на строительство сетей от существующей инфраструктуры (”последнюю милю”), а с июля 2022 года — 100%».
(Из новости 2021 года.)
_«Президент России Владимир Путин подписал закон о бесплатном проведении газопроводов до границ земельных участков. Источником финансирования станет инвестиционная надбавка газораспределительным организациям, которым разрешат тратить деньги на прокладку так называемой последней мили». _
(Из новости о бесплатной подводке газа до участков россиян.)
_«Momentus Space занимается разработкой технологии "последней мили" для спутников, которые уже практически достигли орбиты. Для этого компания спроектировала «космический буксир» Vigoride». _
(Из [новости] (https://secretmag.ru/news/osnovannyi-rossiyaninom-startap-oshtrafovali-na-usd7-mln-za-obman-investorov-14-07-2021.htm) о том, что основанный россиянином космический стартап оштрафовали на $7 млн за обман инвесторов.)
Нюансы
Последняя миля считается самым дорогим и сложным этапом доставки. Проще и понятнее — как с технической, так и с коммерческой точки зрения — построить несколько километров магистральной сети или перевезти груз на несколько сотен и даже тысяч километров — это, как правило, типовые задачи, которые легко рассчитываются. А вот завести коммуникации в квартиру или дом клиента или распределить маршруты доставки по всему городу — эти задачи требуют более тщательного подхода и расчёта.
Но именно этот этап видят клиенты и по нему оценивают работу всей компании. Особую роль играет и человеческий фактор — поведение курьера, водителя, экспедитора и т. п.
Существуют специализированные организации, а в крупных компаниях — подразделения, которые занимаются исключительно последней милей.
Статью проверил:
Алексей Кричевский, эксперт Академии управления финансами и инвестициями, автор Telegram-канала «Экономизм»