Что такое нейминг. Объясняем простыми словами
Выбор имени компании может стать одним из самых важных и сложных бизнес-решений. Именно по названию создаётся первое впечатление у клиентов и инвесторов.
Неймингом предприниматель может заниматься самостоятельно или обратиться в брендинговые агентства.
Примеры употребления на «Секрете»
«Отдельная проблема в этом сегменте — нейминг. Как правило, магазины одежды больших размеров у нас носят названия вроде “Пышка” или “Три толстяка”, что уже само по себе не несёт уважения к клиенту».
(Основатель ODEVAI Wear Лидия Ковшова — об истории своего стартапа.)
«Невзирая на удачный нейминг, думаю, это не взлетит даже низенько. Чтобы социальная сеть работала и привлекала людей, в ней уже должно быть сформированное комьюнити. А модный резонанс, как с Clubhouse, второй раз сделать не получится — второй раз в эту реку не войти».
(Техноблогер Павел Гуров — о перспективах соцсети Golos.)
Нюансы
Чаще всего название компании выбирают из нескольких вариантов. Чтобы определиться с лучшим, эксперты советуют протестировать их на целевой аудитории. Но не стоит прямо спрашивать, нравится ли человеку название.
«Люди склонны инстинктивно отвергать всё новое и необычное. Когда респондентов прямо спрашивают, какие названия им нравятся, они выбирают наиболее описательное или похожее на уже существующие», — объясняет гуру нейминга, руководитель агентства Operative Words Энтони Шор. По его словам, лучше попросить людей описать свои ассоциации, чтобы понять, соответствует ли название идее продукта. А через неделю спросить, какой вариант они запомнили.
Практика
Существует несколько популярных ходов в нейминге
- Название наоборот
Избитые названия, написанные задом наперёд, нередко становятся находкой для стартаперов. Важно, чтобы оригинал слова полностью отражал суть проекта. Примеры: Harpo (Oprah), Aneres (Serena), Xobni (Inbox).
- Еда в названии
Компания Apple положила начало тренду включать название продуктов в бренд стартапов, не имеющих отношения к фуд-бизнесу. Примеры: Apple, Cheddar (новостная сеть), Plum (инструмент по онлайн-экономии), Donut Media (медиа для автолюбителей).
- Намеренные ошибки в словах (мисспеллинг)
Названия стартапов могут содержать искажения, которые выглядят как опечатки. Они цепляют и привлекают больше внимания, чем правильно написанное слово. Примеры: Tumblr (tumbler), Consmr (consumer), Flud (flood), Gyft (gift), Fotopedia (photopedia), Google (googol), Xoom (zoom).
- Гибридные названия
Составить новое слово можно по смыслу, а можно — по созвучию. Правильное гибридное имя быстро запоминается. Примеры: Facebook, Skillshare, Milewise, Timehop, Betaworks, Fitbit, GetAround, Geeklist, LaunchRock.
- Замена первой буквы
Приём широко распространён как среди западных, так и российских стартаперов. Примеры: Kard (card), Kustomer (customer), Qlean (clean), «Биван» («диван»).
Факты
Некоторые названия не подлежат регистрации в качестве товарного знака: например, фамилии и псевдонимы известных людей, общепринятые термины (ФАС, НИИ, ЦБ), общеупотребительные слова (хлеб, молоко, тетрадь). Полный перечень содержится в Гражданском кодексе РФ.
Статистика доказывает: в бизнесе неймингом успешно занимаются сами предприниматели. В топ-100 мировых брендов за 2015 год по версии компании Interbrand авторы всемирно известных торговых наименований распределились так:
- одно название придумал профессор филологии (Xerox);
- одно предложили профессионалы из агентства (BlackBerry);
- 98 придумали предприниматели, а также их друзья или коллеги.
Статью проверил:
Вадим Ковригин, доцент Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова