Что такое маркетплейс. Объясняем простыми словами
Проще говоря, маркетплейс можно сравнить с рынком, где в одном месте собираются различные продавцы с разными товарами, люди «ходят» по рынку и выбирают всё, что им нужно, — от одежды до продуктов питания.
Теперь поставщикам не обязательно создавать собственный интернет-магазин, тратить средства и время на разработку и продвижение в интернете — за них это сделает маркетплейс.
Наиболее известные маркетплейсы в России — Ozon, Wildberries, «Сбермегамаркет», «Яндекс. Маркет».
Маркетплейсы бывают и трёхсторонними. Например, Delivery Club объединяет три стороны: рестораны, курьеров и пользователей.
Пример употребления на «Секрете»
«На "Авито" достаточно высокая доля новых товаров, в ряде категорий она достигает 60%. Поэтому мы приняли решение сделать площадку ещё удобнее для предпринимателей, интегрировав маркетплейс внутри "Авито"».
(Управляющий директор «Авито товары» Алексей Куракин — о том, почему «Авито» решил стать маркетплейсом.)
Ошибки в употреблении
Не путайте с агрегаторами. Они не продают товары, а только информируют о них. Чтобы совершить покупку, нужно перейти по ссылке на интернет-магазин поставщика и совершить покупку там. Маркетплейсы продают товары на собственном сайте или в приложении.
Факт
С английского языка слово «marketplace» переводится как «рыночная площадь», «место для рынка». Первой площадкой-маркетплейсом считается компания Amazon, которая появилась в 1995 году и начинала свою деятельность как онлайновый ретейлер книг. Сегодня это один из крупнейших маркетплейсов в мире.
Нюансы
Существует четыре ключевых уровня услуг, предоставляемых маркетплейсом:
- маркетплейс размещает товар и принимает заказы (витрина);
- маркетплейс принимает оплату, выдаёт чеки;
- маркетплейс осуществляет доставку;
- маркетплейс на своём складе хранит товар и пакует его (фулфилмент).
Понять модель работы можно, прочитав договор. Он может предусматривать любую комбинацию указанных услуг или вариативность в зависимости от выбора продавца. Об этом и о других юридических тонкостях работы с маркетплейсами для бизнеса «Секрет» рассказывал здесь.
Статью проверил:
Иван Бабич, коммерческий директор «Сбермаркета»