Что такое компании-зомби. Объясняем простыми словами
Закрыть или обанкротить их нельзя по разным причинам (например, это может быть градообразующее предприятие или производитель госзаказов). Поэтому такие компании сохраняют в спящем, полуживом состоянии.
По расчётам ВШЭ, доля компаний-зомби в российской промышленности составляет 10–15% (по состоянию на лето 2021 года).
Компании-зомби есть не только у нас. В США в 2015–2019 годах доля таких компаний составляла около 15%, в Европе — 10–15%. То есть столько же, сколько в России.
Пример употребления на «Секрете»:
«Госкорпорации, такие как "Ростех" или "Роскосмос", включают в себя множество предприятий, которые работают в рамках одного производственного цикла. В результате один агрегат может делать компания А, В и С. Первые две работают в убыток или ноль, а третья получает прибыль и экспортную выручку. Причём все 100% — "дочки" условного "Ростеха". На бумаге в этой ситуации 66,7% компаний-зомби, но это не имеет экономического смысла».
(Президент РАСПП Виталий Манкевич — о том, почему в России существуют предприятия-зомби.)
Нюансы
В кинематографе люди превращаются в зомби, как правило, из-за вирусов или укусов других зомби. У появления компаний-зомби тоже есть ряд причин. Виталий Манкевич перечислил их «Секрету»:
В моногородах властям проще обеспечить местных жителей работой и финансировать убытки, удерживая на плаву предприятия-зомби, чем решать социальные проблемы в случае закрытия этих предприятий.
Экономические зомби возникают в структуре крупных компаний, включающих множество предприятий, работающих в рамках одного производственного цикла.
Компании-зомби возникают из-за существующей системы налогообложения. По мнению Виталия Манкевича, она «заточена прежде всего на извлечение природных ресурсов из земли, а вся иная деятельность облагается такими налогами, что делает обрабатывающую промышленность не очень конкурентоспособной».
Особенности монетарной политики РФ тоже играют существенную роль. То, что Минфин и Центробанк искусственно занижают курс рубля через бюджетное правило, сильно бьёт по обрабатывающей промышленности.
С президентом РАСПП во многом согласен бизнес-омбудсмен Борис Титов. Он заявил «Секрету», что бизнесменов добивают высокие налоги и тарифы, а также прессинг проверяющих и силовиков.
«Большинство этих предприятий — жертвы экономической политики сегодняшнего государства, а не истории или неэффективного менеджмента», — считает Титов.
По мнению бизнес-омбудсмена, Россия «идёт по пути сырьевой и государственной "чеболизации"». Чеболями называют южнокорейские корпорации, находящиеся в собственности одной семьи. Все руководящие посты в чеболях занимают либо родственники директора, либо его близкие друзья.
Мнение
Экономист Никита Кричевский возражает экспертам из ВШЭ: «По логике исследователей, компанией-зомби должна считаться Tesla. На протяжении многих лет она была убыточной и лишь в 2020 году вышла в прибыль».
Статью проверил:
Денис Ефремов, принципал Fort Ross Ventures