secretmag.ru
Энциклопедия3 мин.

Что такое кассовый разрыв. Объясняем простыми словами

Кассовый разрыв — это временная нехватка денег на погашение обязательных расходов. Возникает, когда не совпадают сроки поступления денег и платежей.

Проще говоря, кассовый разрыв — это момент, когда предприниматель должен заплатить денег больше, чем у него есть в наличии (в кассе). Деньги у него будут, но позже. Ситуацию отлично описывает крылатая цитата предпринимателя Бориса Березовского: «Деньги были, деньги будут, сейчас денег нет!»

Во время кассового разрыва предпринимателю приходится вести переговоры — просить отсрочку у поставщиков, договариваться с персоналом об отсрочке выплаты зарплаты, привлекать кредиты для пополнения оборотных средств и т. д.

Чтобы не допустить кассового разрыва, следует планировать все поступления, фиксировать, когда и сколько денег придёт, и планировать будущие расходы на несколько месяцев.

Пример употребления на «Секрете»

«Кассовые разрывы — это уже само по себе плохо. Но ещё хуже, если вы не понимаете, почему у вас постоянно заканчиваются деньги».

(Основатель сети «100ловка» Александр Руденко — о 7 признаках смертельной болезни бизнеса.)

Ошибки в употреблении

Не путайте кассовый разрыв с бюджетным дефицитом, когда расходы систематически превышают доходы. В таком случае организация может находиться на грани банкротства и, чтобы изменить положение, следует существенно пересмотреть все бизнес-процессы. Кассовый разрыв же может возникнуть и у финансово благополучного предприятия — как правило, это временная трудность.

Нюансы

Причины кассового разрыва:

  • Ошибки при планировании бюджета. Кассовый разрыв может возникнуть, если предприниматель неверно составил график доходов и расходов фирмы и не составил график обязательных платежей.
  • Ошибки в закупках. Например, компания заказала слишком большую партию товара, не изучив на него спрос аудитории. Как итог — товар не распродан, прибыли, на которую рассчитывала компания, нет.
  • Сезонность бизнеса. Кассовый разрыв может случиться, если товары и услуги компании актуальны в определённый сезон, но аренда помещения и заработная плата сотрудников регулярны.
  • Дебиторская задолженность. Компания рискует столкнуться с дебиторской задолженностью, если постоянно будете давать отсрочки и рассрочки своим контрагентам. Дебиторская задолженность — это деньги, которые вам задолжали другие предприятия за уже поставленные товары или оказанные услуги.

Практика

Основатель Calltouch Михаил Федоринин рассказывал «Секрету», что делать, если кассового разрыва избежать не удалось:

  • Если есть финансовая подушка, самое время её использовать. Вы сможете продержаться какое-то время, пока будете исправлять ситуацию.
  • Оцените размер дебиторской задолженности. Если увидите, что собранных денег может хватить, сразу действуйте. Клиенты, как правило, идут навстречу, если им всё объяснить. Однако это быстрое решение на короткое время. Чтобы закрыть вопрос, необходимо оптимизировать структуру расходов.
  • Если все долги собраны, запасы потрачены, а денег на исправление ситуации по-прежнему не хватает, сокращать расходы уже поздно. Это поможет в лучшем случае через месяц, а действовать нужно сейчас.

Единственный вариант — договориться об отсрочке по всем платежам, по которым это возможно. Нужно детально проанализировать все плановые платежи подрядчикам и другие расходы, чтобы перенести их или отказаться. Главное — получить несколько месяцев отсрочки, чтобы успеть решить финансовую проблему.

  • Когда тактическая задача решена и у вас уже есть несколько месяцев, не расслабляйтесь. Вы всё ещё в болоте, которое опять начнёт вас засасывать, если не поменять стратегию. Детально рассмотрите все ежемесячные расходы. PL-отчёт покажет убытки, которые тянут вас вниз. Отказывайтесь от всех расходов, которые не являются жизненно необходимыми.

Статью проверил:

Евгений Кобзев, сооснователь бухгалтерского сервиса «Кнопка»