secretmag.ru
Опубликовано 15 апреля 2016, 08:00

Александр Руденко. 7 признаков того, что ваш бизнес смертельно болен

Как поставить диагноз вовремя
Александр Руденко. 7 признаков того, что ваш бизнес смертельно болен

Два года назад я потерял большую часть бизнеса — сеть столовых в Хабаровске. Прошёл, кажется, через все испытания, которые подстерегают предпринимателя, — производственные проблемы, кредитные ямы, массовые увольнения и многое другое.

Я посвятил большое количество времени анализу собственных ошибок и общению с другими бизнесменами, которые делились со мной своим опытом или обращались за советом. Теперь я точно знаю, что Фейхтвангер прав. Трудности действительно делают человека если не сильнее, то уж точно мудрее.

Ниже — выводы, к которым я пришёл. Есть признаки, которые точно указывают на то, что бизнес серьёзно болен. Если проявились хотя бы два симптома, действовать нужно решительно и быстро. Вам может казаться, что всё под контролем, но у этих симптомов есть одно весьма гнусное свойство — моментально притягивать друг друга, образуя липкий, большой, тяжёлый ком проблем.

Нехватка денег

Кассовые разрывы — это уже само по себе плохо. Но ещё хуже, если вы не понимаете, почему у вас постоянно заканчиваются деньги.

Вот не хватает вам 50 000 рублей на выплату зарплат, и вы не можете не только сотрудникам, но и себе самому объяснить, почему это произошло. То ли дело в том, что продажи идут плохо, то ли в дорогой аренде, то ли в том, что контрагенты не платят, то ли в чём-то ещё.

Часто всё начинается с небольших сумм. Вы вздыхаете, находите деньги, затыкаете дыру и продолжаете жить дальше. Не понимая, что ваш бизнес поражён метастазами.

Пропустить момент, когда хроническая нехватка денег становится критической, очень легко. В один прекрасный день вы обнаружите, что перенаправление потоков, гарантийные письма и другие простые решения больше не работают.

Уходят хорошие специалисты

Речь не о единичных случаях, когда кто-то увольняется по семейным обстоятельствам или под действием сезонного обострения. Важно не проспать начало тенденции, когда в курилке или за обедом люди начинают обсуждать, где и почему им может работаться лучше, прописываются на сайтах с вакансиями.

Кто бы от вас ни уходил, менеджеры по продажам или пищевые технолог, увольнения — очень серьёзный звонок. В компании точно что-то идёт не так, и очень скоро её обязательно тряхнёт.

Центр принятия решений — бухгалтерия

Я знаю массу историй про то, бухгалтеры губили бизнес. Финансы — это чёрно-белый мир. Бухгалтер не видит (да и не должен видеть), что за цифрами скрываются живые люди, недельные производства и специфика продаж.

Позволять экономистам принимать решения, ориентируясь только на финансовые показатели, — прямой путь к разрушению вашего дела. Даже хороший бухгалтер на полном серьёзе считает, что задача бизнеса — вовремя сдавать отчёты и платить налоги.

Я знаю случаи, когда бухгалтер завышал данные в отчётности, чтобы компанию не заподозрили в отрицательном результате — акционеры в результате платили налоги там, где их и близко не было.

Дело, конечно, не в том, что все люди этой профессии — отъявленные злодеи и разрушители. Виноват всегда собственник, который позволяет бухгалтерам определять развитие компании. Не их это дело.

Вы гонитесь за оборотом, а не за прибылью

Особенно это заметно в начале. Все хотят расти быстрее, выше, сильнее, не понимая, что любой результат стоит денег.

Расширение штата, бонусы менеджерам, которые вырубают контракты за счёт скидок, большие рекламные бюджеты и другие инструменты быстрого увеличения выручки нужно использовать максимально осторожно.

Падение маржинальности — очень тревожный знак. Систематическое пополнение оборотного капитала за счёт кредитов — верный способ похоронить бизнес.

У вас нет понятной управленческой отчётности

Чтобы вовремя определить, что бизнес захворал, его владельцу нужен градусник — достоверная и информативная отчётность. Если у вас нет такого инструмента, вы напоминаете слепого, который пытается найти выход из комнаты, в которой разбросаны грабли. Рано или поздно вы на них наткнётесь — и в лучшем случае отделаетесь простым синяком.

Предприниматель обязан в ежедневном и еженедельном режиме контролировать, что происходит с его компанией. Нужно понимать причины и следствия, замечать, к чему приводят те или иные решения, чтобы прогнозировать возможные риски. Только вы сможете перестать жить одним днём и начнёте ставить перед собой долгосрочные цели.

Новые возможности вы воспринимаете как проблемы

Есть такие организации, где любые нештатные ситуации вызывают охи и стоны. Прайсы от новых поставщиков улетают в корзину, потому что «некогда нам с этим возиться». Даже незначительные нововведения блокируются, потому что «у нас и так всё хорошо».

Пока удача благоволит, зашоренность просто мешает развитию, реальные проблемы возникают, когда бизнес начинает буксовать. Падают продажи? Ножки свесили и плачем, вместо того чтобы поработать с ассортиментом или каналами продаж. Арендодатель отказывается снижать аренду? Продолжаем сидеть в минусе, вместо того чтобы быстро найти новое место (благо их сейчас везде более чем достаточно).

То, что работало ещё вчера, сегодня может уже не работать. Вы или постоянно ищете способы встроиться в меняющуюся реальность, или она выбросит вас на обочину как чуждый ей элемент.

Все прорехи в бюджете вы закрываете за счёт кредитов

Кассовый разрыв? Идём в банк за ссудой. Не хватает оборотных средств? Придётся взять кредит. И так раз за разом. Лишние кредиты — болезнь, от которой страдают многие небольшие и средние бизнесы.

Сейчас с заёмными деньгами сложнее, чем пару лет назад, но всё равно вместо того, чтобы разбираться в причинах проблем, люди первым делом думают о том, чтобы обратиться в банк.

Рано или поздно наступает момент, о котором мудрейший Ицхак Адизес говорит так: «Если вам не дают кредит, чтобы оплачивать проценты по предыдущим кредитам, — это и есть банкротство».

Фотография на обложке: CNK02 / Shutterstock