Что такое институты развития. Объясняем простыми словами
Проще говоря, это структуры, которые помогают привлечь инвестиции и дать импульс стратегически важным для государства отраслям, если обычных рыночных механизмов для этого недостаточно.
Пример федеральных институтов развития — «Cколково», «Роснано», Российская венчурная компания, Российский экспортный центр, Фонд содействия реформированию ЖКХ, особые экономические зоны и т. д. Также есть и региональные институты развития — к ним относят технопарки, бизнес-инкубаторы и т. п.
Основные функции институтов развития:
- развитие экономической и социальной инфраструктуры;
- поддержка инноваций;
- содействие развитию внешней экономики;
- поддержка малого и среднего бизнеса;
- устранение региональных дисбалансов в развитии.
Пример употребления на «Секрете»
«Центробанк может влиять на экономический рост лишь косвенно, указывает Алла Дворецкая. Например, снижая ключевую ставку — это делает банковские кредиты доступнее и стимулирует инвестиции. Но в целом за развитие экономики, инвестиции, создание рабочих мест, преодоление бедности и многие другие важные экономические аспекты регулятор не отвечает. Этим занимаются другие ведомства и институты развития».
(Из материала о том, справедливо ли Дерипаска критикует российский Центробанк)
Критика
Российские институты развития постоянно подвергаются критике из-за их неэффективности. За последние 15 лет вложения в институты развития в России приблизились к 1 трлн рублей, но уровень инноваций не достиг требуемого показателя. Доля инновационной продукции на рынке в 2021 году оставалась на уровне 2011 года и составляла 6%, хотя, по прогнозам, она должна была достигнуть 25% по итогам 2020-го. Депутат Госдумы Николай Арефьев негативно отозвался о работе институтов развития, заявив, что «триллионы рублей потратили впустую» и «ничего толком не построили».
Нюансы
В 2021 году институты развития серьёзно реформировали. Часть из них оптимизировали: из 40 институтов развития осталось лишь 12 отраслевых, которые взяли на себя функции расформированных, а управление ими передали ВЭБ.РФ. Теперь это главный институт развития в стране.
Мнение
«Скажем откровенно: институты развития — это весьма сложный и дорогой инструмент государственной политики. Он не обеспечивает волшебного и моментального решения стоящих перед страной проблем, — отмечает директор Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ Юрий Симачев. — Предоставляя институтам развития определённые права, государство должно гораздо более чётко определить границы их деятельности. Это весьма непросто: настоящий институт развития чаще реализует свою деятельность на стыке интересов различных министерств (а также и в направлениях, где такие интересы государства ещё не определены на уровне полномочий министерств). Последнее требует эффективной и сбалансированной системы представления интересов государства, обеспечивающей долгосрочные приоритеты в деятельности институтов развития».
Статью проверила:
Юлиана Соловьёва, к. э. н., доцент кафедры национальной экономики экономического факультета РУДН