Что такое демередж. Объясняем простыми словами
По сути, это штраф, который собственник груза платит за простой судна, если погрузка или выгрузка затянулась по его вине.
Либо (в контейнерных перевозках) штраф приходится платить, когда истекает время бесплатного хранения контейнера в порту после выгрузки. Например, контейнер выгрузили с судна 1 января. Бесплатное время хранения составляет семь дней. Из-за новогодних праздников получатель может вывезти контейнер только 10-го числа. За 8, 9 и 10 января ему придётся заплатить демередж по установленному перевозчиком тарифу.
Пример употребления
«Исходя из стоимости демереджа контейнеров, который условно можно приравнять к убыткам контейнерных линий при неиспользовании оборудования в $30 в сутки, можно предположить, что простой судна с 10 000 контейнеров обходится линии в $300 000 в сутки».
(Глава логистического альянса АСЕХ Мирослав Золотарёв — об убытках перевозчика, чей контейнеровоз Ever Given на несколько дней заблокировал Суэцкий канал.)
Ошибки в употреблении
В случае с контейнерными перевозками также используется близкий по смыслу термин детеншен (англ. detention). Это штраф, который платят клиенты, вывозящие контейнеры за пределы терминала. Они оплачивают детеншен, если не укладываются в сроки возврата контейнеров грузовой компании. Не стоит путать демередж и детеншен.
Нюансы
Срок, на который перевозчик предоставляет судно для погрузки-выгрузки без дополнительных платежей, называется сталийным временем. Оно начинается после подачи уведомления (нотиса) клиенту о готовности судна к грузовым операциям.
Обычно сталийное время исчисляется с 12:00 текущего дня или с 08:00 дня, следующего за днём подачи нотиса.
В сталийное время не включаются периоды, когда погрузка-выгрузка не производилась по вине перевозчика или из-за опасных погодных условий.
Демередж придётся платить, если погрузочные работы растянулись сверх оговорённого в договоре сталийного времени.
Факт
В экономике под демереджем также понимают плату за использование частных заменителей денег — ваучеров или талонов. Такой налог вводят, чтобы собственники ваучеров быстрее их тратили.
В 1930-х годах в австрийском городе Вёргле провели эксперимент, выпустив трудовые ваучеры для выплаты зарплат муниципальным служащим. Этими банкнотами можно было оплатить местные налоги, поэтому в магазинах их принимали. Чтобы ваучер был действительным, каждый месяц нужно было покупать специальную марку за 1% от его номинала и клеить на лицевой стороне банкноты. Деньги за марки шли в пользу безработных. В результате люди быстрее тратили эти ваучеры, экономическая активность в городе выросла.
В 2010–2012 годах подобный эксперимент проводили в башкирском селе Шаймуратово. После кризиса 2008 года из-за недостатка наличных местный фермер стал рассчитываться с работниками товарными талонами. Каждые 28 дней номинал талона автоматически снижался на 2%.
Статью проверила:
Юлия Шлёнская, президент таможенного брокера КВТ