Что такое деловой этикет. Объясняем простыми словами
Проще говоря, это набор неписаных правил, которые устоялись в корпоративной среде. Их стоит придерживаться, чтобы взаимодействие с коллегами, клиентами и партнёрами получилось максимально конструктивным и комфортным для всех.
Деловой этикет регламентирует не только личное общение, но и удалённое. Притом правила могут меняться в зависимости от канала связи (мессенджеры, электронная почта, телефон, видеоконференция и т. д.)
Пример употребления на «Секрете»
«Предлагайте курящим партнёрам или участникам совещаний спреи или жевательные резинки с никотином. Это снизит уровень напряжённости и сильно повысит уровень доверия. Деловой этикет в этой области ещё не сложился, но будет совершенно корректным упомянуть, предлагая напитки: «А для курящих у нас имеются никотиновые жевательные резинки». Только имейте в виду, что жевать их необходимо особым, неочевидным способом — возможно, вам придётся объяснять участникам переговоров способ применения».
(Нарколог Николай Колосунин — о том, почему ваши сотрудники должны бросить курить и как им в этом помочь).
Нюансы
Некоторые правила современного делового этикета:
-
Если вам приходит больше писем, чем вы можете прочитать и обработать, стоит настроить автоматический ответ с разъяснениями о том, почему вы не можете отвечать на каждое письмо, а также с рекомендациями, к кому вместо вас можно обратиться по тем или иным вопросам.
-
Не стоит звонить по телефону без предупреждения. Перед тем как набрать номер, нужно написать человеку в мессенджер и спросить его разрешения на звонок.
-
Говорите о деле сразу. Нет ничего хуже, чем написать «Здравствуйте!» и ждать ответа человека, прежде чем изложить свою просьбу.
-
В мессенджерах уместно использовать смайлы и эмодзи, чтобы передать интонацию, но злоупотреблять ими не стоит, особенно если ваш собеседник не ведёт себя так же.
-
Одно из грубейших нарушений современного делового этикета — это голосовые сообщения в мессенджере. Допустимы они только в экстренных случаях, с обязательными извинениями за невозможность напечатать сообщение.
-
Не следует выключать видео во время рабочих онлайн-встреч. Совещания и планёрки по видеосвязи тоже получили некий регламент. И первое правило онлайн-встреч — включённая камера и выключенный микрофон. Включённая видеотрансляция показывает участникам онлайн-собрания, что их коллега готов к коммуникации, не отвлекается на другие дела и полностью погружён в обсуждение конкретного вопроса. Это проявление уважения к коллегам.
-
Новые правила digital-этикета регламентируют и внешний вид удалённых сотрудников. Носить галстуки и деловые костюмы, работая из дома, необязательно. Стиль кежуал или пятничный дресс-код вполне уместны. Совершенно недопустимо появляться онлайн в пижаме, халате или неопрятной одежде, которую «не жалко дома носить».
-
Онлайн-планёрки должны быть выдержаны в обычной деловой атмосфере, поэтому одинаково не приветствуются и виды кухни на заднем плане, и весёленькие задники с морскими пейзажами, пальмами и космическими далями. Рабочее место должно оставаться рабочим.
Ошибки употребления
Не путать с деловой этикой. Это набор морально-нравственных установок, принятых в той или иной корпоративной среде. Например, юристу следует отказаться от клиента, который подбивает его нарушить законодательство.
Статью проверил:
Михаил Хачатурян, к. э. н., доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при Правительстве РФ