secretmag.ru
Энциклопедия8 мин.

Что такое «чёрная пятница», когда она проходит и как сэкономить с ее помощью в 2024 году. Простыми словами

«Чёрная пятница» (Black Friday, пятница чёрных скидок) — масштабная акция, в рамках которой офлайн- и онлайн-продавцы снижают цены на свои товары. Проходит на следующий день после Дня благодарения в США, который ежегодно празднуют в последний четверг ноября. С «чёрной пятницы» начинается рождественский сезон распродаж. В России аналогичная акция проходит с 2010-х годов, при этом отечественные компании в погоне за покупателями продают товары со скидками почти весь ноябрь.

Со временем «чёрная пятница» стала длиться несколько дней — теперь её продолжительность зависит от продавца и в среднем составляет 3–4 дня, вплоть до воскресенья. Некоторые торговцы в погоне за покупателями проводят своеобразный разогрев и устраивают предварительные распродажи ещё в начале ноября, а сам месяц иногда называют «чёрным ноябрём».

История названия

Существует сразу несколько теорий происхождения термина «чёрная пятница».

  • Когда продавцы популяризировали термин в конце 1980-х годов, они использовали для его объяснения переход «от красного к чёрному» (якобы в этот день магазины наконец начинают получать не убыток, а прибыль). На деле это не так.
  • Ещё один миф о происхождении термина связан с покупкой рабов ещё в XVIII веке. Якобы владельцы плантаций на юге страны могли приобретать их со скидкой на следующий день после Дня благодарения. Подтверждений этой теории так и не нашли.
  • В действительности термин возник в 1950-х годах в Филадельфии, где полицейские стали называть пятницу после Дня благодарения «чёрной» из-за наплыва туристов и болельщиков. Первые приезжали закупиться в день старта распродаж, вторые — ради ежегодного субботнего матча по американскому футболу между военными и моряками (The Army-Navy Game). Чтобы избавиться от негативного контекста, продавцы пытались изменить термин на «большую пятницу», но ничего не вышло.

При этом впервые термин «чёрная пятница» использовали вообще в другом контексте — так описали день краха рынка золота в США, который случился 24 сентября 1869 года. После этого дни обвала рынков стали регулярно называть «чёрными» — например, день рекордного падения курса рубля к доллару США в России в 1994 году стал «чёрным вторником».

Что такое «киберпонедельник»

За «чёрной пятницей» и выходными после неё на Западе следует «киберпонедельник». Этот термин впервые возник в 2005 году, под ним изначально понимали скачок онлайн-покупок после Дня благодарения.

Позже оказалось, что к реальности это не имеет никакого отношения — в «киберпонедельник» продажи в США далеки от рекордных, а пик приходится на период между 5 и 15 декабря. Так что «киберпонедельник» — очередной маркетинговый ход.

А вот в России «киберпонедельник» принято проводить в последний понедельник января. В зависимости от продавца акция может длиться дольше — вплоть до нескольких дней. Эта распродажа тоже пользуется популярностью и год за годом увеличивает показатели продаж.

«Чёрная пятница» и «день холостяка»: разница

Нередко два этих события путают (не различают их почти две трети россиян), ведь оба проходят в ноябре. «День холостяка» (или «день холостяков») стали проводить в Китае 11 ноября (четыре единицы, из которых состоит дата, символизирует одиночество). Акцию придумала и популяризировала компания Alibaba (владелец Taobao, AliExpress и Tmall) в 2009 году. Распродажу в том числе называют Всемирным днём шопинга.

Сам по себе день холостяка вне маркетингового контекста, согласно легенде, китайские студенты отмечают ещё с конца XX века. Изначально праздник отмечали только молодые мужчины, но вскоре к ним присоединились и женщины.

В 2013 году продажи в «день холостяка» в Китае оказались в два с половиной раза больше, чем во время «киберпонедельника» в США, и составили $5,8 млрд за сутки. А уже в 2022-м прогнозируемые продажи в этот день достигли $140 млрд.

Как и в случае с «чёрной пятницей», «день холостяка» тоже закрепился в России. Акции в этот день проводят популярные маркетплейсы и онлайн-магазины, от Wildberries и Ozon до AliExpress и Lamoda. В распродажу они вкладывают миллиарды рублей.

«Чёрная пятница» в России

«Чёрная пятница» в России впервые прошла в 2013 году. Тогда в акции поучаствовали около 80 компаний, в том числе Lamoda, Ozon, «Эльдорадо» и другие ретейлеры. Хотя покупатели жаловались на перебои в работе сайтов и несоответствие некоторых предложений заявленным скидкам, эксперимент всё же оказался успешным для продавцов.

Первые годы «чёрная пятница» в России начиналась не в 00:00 четверга, а только вечером, в 19:00. Позже отечественные продавцы стали запускать акцию раньше, тем самым приблизившись к своим американским коллегам.

Вот какие отличия российской «чёрной пятницы» от американской называли эксперты:

  • размер скидок (ретейлеры из США могут потребовать от производителей существенно скинуть цену, а отечественные продавцы — уже нет);
  • эксклюзивность (в США «чёрная пятница» —действительно особая распродажа, а в России у неё почти сразу появились акции-клоны, что снизило первоначальный эффект);
  • традиция (в России опыт проведения акции невелик, из-за чего и доверия покупателей куда меньше).

Как борются с «чёрной пятницей»

В 1992 году канадский художник Тед Дейв предложил отмечать вместо «чёрной пятницы» «день без покупок». Акция задумывалась как протест против повсеместной культуры потребительства. Участники акции обязуются ничего не покупать в течение суток после Дня благодарения. Впоследствии аналогичные кампании стали проводить в других странах Европы, Азии, Южной Америки и в Австралии.

Распродажи в ноябре в 2024 году в России

  • «День холостяка» традиционно пройдёт 11 ноября — в 2023 году он выпадает на понедельник.
  • «Чёрная пятница» продлится три дня и начнётся в полночь пятницы, 29 ноября. Завершится акция в 23:59 воскресенья, 1 декабря. Традиционно пройдёт «чёрная пятница» на Wildberries, Ozon, в «Эльдорадо», DNS и многих других магазинах.

Как обманывают в «чёрную пятницу»

  • Привлекают фиктивными скидками. По словам экспертов, реальные скидки составляют от 5% до 15%, а более серьёзное снижение цен — лишь уловки маркетологов. А некоторые продавцы не стесняются манипулировать ценниками — до акции товар может стоить ещё дешевле, чем во время распродажи.
  • Не дают оформить заказ по привлекательной цене. На это нередко жалуются пользователи онлайн-магазинов и маркетплейсов. В ответ они получают отписки: якобы товар слишком быстро раскупили.
  • Зарабатывают на дополнительных услугах. Например, обещают максимальные скидки при раннем бронировании — разумеется, не бесплатно. Иногда оказывается, что заплатить пришлось ещё больше.
  • Ажиотажем пользуются не только нечистоплотные продавцы, но и реальные мошенники. Они всячески пытаются выманить персональные данные, так что не стоит переходить по сомнительным ссылкам, пользоваться плохо работающими сайтами. А ещё важно изучать все условия — даже те, что написаны самым мелким шрифтом.

Как сэкономить в «чёрную пятницу»

1. Подготовить список

К распродаже нужно подготовиться заранее — составить список того, что вам действительно нужно из одежды, техники и других категорий товаров. Не забудьте изучить их характеристики и найти именно то, что нужно вам. Также можно написать перечень магазинов, которые вы планируете посетить — офлайн или онлайн, а ещё определить допустимую сумму трат.

«Большинство покупок в дни распродаж делают импульсивно. А важное, наоборот, теряется. И это нормально — удержаться, когда вокруг много соблазнов, сложно. Если составить вовремя список и определить бюджет, можно не забыть про действительно важные покупки и вовремя остановиться, не потратив лишнего», — говорит психолог Оксана Зиневич.

2. Следить за ценами до и во время распродажи

Например, на Amazon есть цифровые трекеры, которые показывают динамику цены на выбранный товар. Аналогичная опция есть и на Wildberries.

«Рекомендуется выбрать товар, заблаговременно проанализировать его стоимость в других магазинах, запомнить ценник и в период распродаж сравнить все предложения. Бывает такое, что цена на "чёрную пятницу" выше, чем в обычный день. Поэтому рекомендуется не поддаваться эмоциям и ажиотажу, а совершать покупки осознанно, независимо от дней акции. Ну и конечно же, на подобных распродажах вряд ли будут представлены хиты продаж или лимитированные серии товаров», — подчёркивал генеральный менеджер федеральной сети магазинов электроники «Позитроника» Алексей Грибовский.

3. Сравнивать цены у конкурентов

«Смотрим цену на товар, сравниваем с конкурентами и крупными торговыми площадками, потом идём читать отзывы. Если там одни пять звёзд и всё написано как под копирку (например, все хвалят доставку, уровень сервиса или какую-то цветовую деталь продукта), то, скорее всего, это накрученные отзывы. Это как раз работа SERM-оптимизации. Если же есть как позитивные, так и негативные отзывы, то, скорее всего, отзывы органические, от реальных людей. Тут выше шанс, что товар действительно стоящий, но у него есть какие-то шероховатости», — рассказывал «Секрету» CEO коммуникационного агентства Konnov Media Андрей Коннов.

4. Не доверять незнакомым брендам

«Ещё одна рекомендация — лучше не брать неизвестные бренды, даже если они продаются с суперскидкой. Часто ноунейм-товары оказываются сомнительного качества», — говорил председатель правления международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.

5. Отдавать предпочтение крупным площадкам и сетям

«Крупные сети не замечены в таких махинациях. Брендовые магазины тоже не будут опускаться до такого уровня — реноме значительно дороже», — отмечает профессор кафедры макроэкономической политики и стратегического управления экономического факультета МГУ Расул Мусаев.

6. Пользуйтесь кешбэком и картами лояльности

Про первый можно узнать в приложении вашего банка, про второй — непосредственно в магазине. Так можно либо вернуть себе часть потраченных денег либо сэкономить при покупке. А ещё во время распродаж в интернете можно найти специальные промокоды, которые дают дополнительную скидку.

Цифры и факты

  • 17 человек погибли и 125 человек пострадали в «чёрную пятницу» в США с 2006 года. Такую статистику приводит специальный сайт, созданный для отслеживания подобных инцидентов.
  • Почти каждый четвёртый любитель «чёрной пятницы» в России живёт в Санкт-Петербурге (данные за 2021 год).
  • Треть россиян тратят во время акции от 10 000 до 20 000 рублей, почти столько же — от 20 000 до 30 000 рублей.
  • Чаще всего россияне покупают на распродажах мелкую бытовую технику (32%) и одежду (30%).
  • Абсолютное большинство россиян (83%) предпочитают закупаться в «чёрную пятницу» онлайн.

Пример употребления на «Секрете»

«Покупки в период распродаж — сезонных, "чёрных пятниц", новогодние и прочие, по сути, импульсивные. Мы можем соблазниться на те товары и услуги, которые не приобрели бы в обычное время, поскольку особой потребности в них нет".

(Психолог о поведении покупателей во время акций.)


Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии "Секрета фирмы"». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.