secretmag.ru
Энциклопедия2 мин.

Что такое бирюзовые компании. Объясняем простыми словами

Бирюзовые компании — организации, которые характеризуются отсутствием иерархической структуры, максимальной прозрачностью и большой свободой сотрудников в самовыражении и принятии решений.

В таких компаниях все имеют доступ к любой информации. Например, всем известны зарплаты других сотрудников, и человек сам может активно участвовать в назначении себе зарплаты. В бирюзовых организациях нет начальников, обязанности распределяются гибко, сотрудники сами могут устанавливать себе график работы, важные решения обсуждаются коллективно.

Примеры употребления на «Секрете»

«На уровне метафор бирюзовая организация — это организм в противоположность организациям-механизмам. Механизм нужно создать и проектировать, а организм живёт сам. В бирюзовой организации функция условного руководства — это поддержание условий для её самостоятельной жизни».

(Основатель «Вебиума» Даниил Дарвин — о том, как он сделал свою компанию бирюзовой.)

«Принципы принятия решений как в «бирюзовой» культуре нельзя внедрять насильно или применять в отрыве от общей открытости компании, ведь без доступа к информации невозможно принимать серьёзные решения».

(CEO Mindbox Александр Горник — о своём бирюзовом опыте.)

Нюансы

У бирюзовых организаций есть и свои недостатки:

  • в отсутствие лидера на принятие решения может уходить много времени, пока все стороны не договорятся;
  • ответственность размывается, некоторые задачи могут остаться и вовсе без внимания;
  • слишком много активного участия и ответственности ведут к переработкам и выгоранию;
  • отношения становятся важнее собственно работы.

Происхождение

Термин получил популярность после выхода книги Фредерика Лалу «Создавая организации будущего», где автор описывает разные типы организаций, соответствующие уровням сознания человечества, выделенным американским психологом Грейвсом. Так, «красные» организации держатся на силе, власти и подчинении, в «янтарных» появляются долгосрочное планирование и стабильность, в «оранжевых» на первое место выходит эффективность, «зеленые» устроены по модели семьи, а «бирюзовые» смотрят на компанию как на живой организм, ставя цели самореализации и пользы для общества.

Факт

Согласно Лалу, в основе бирюзовых организаций лежат три ценности:

  • эволюционная цель: компания изначально создаётся для выполнения некоторой цели и не пытается заработать на том, что не способствует достижению цели.
  • самоуправление: сотрудники компании равноправны и могут принимать любые решения самостоятельно (но любой коллега может наложить вето), должности отсутствуют и заменены ролями.
  • целостность: важны не только профессиональные качества, но и личностные, между сотрудниками складываются тёплые отношения.

Статью проверил:

Владимир Турман, эксперт по управлению и защите деловой репутации, консультант и преподаватель по теме маркетинговой упаковки бизнеса и увеличения продаж