secretmag.ru
Истории

Пятовский и динозавры: Как живёт бизнес в малых городах России

Вельский предприниматель и его «Диснейленд»
Бритый почти под ноль мужчина в джинсах и голубой водолазке, чем-то напоминающий Константина Райкина, выбегает на сцену зала размером с типичную гостиную в квартире и затягивает песню группы «Браво»: «Как жаль, но ты сегодня не со мной...». Мы в дискозале детского парка развлечений «Динозаврия». Здесь, под пристальным взглядом ящеров с наклеенных на стены фотообоев, поздравляют выпускников школ, проводят собрания и устраивают концерты самодеятельности.

Бритый почти под ноль мужчина в джинсах и голубой водолазке выбегает на сцену и затягивает песню группы «Браво»: «Как жаль, но ты сегодня не со мной...» Посмотреть на певца заглядывают администратор и две пары молодых родителей с детьми. Всё это происходит в дискозале детского парка развлечений «Динозаврия». Здесь под пристальным взглядом ящеров с фотообоев поздравляют выпускников школ, проводят собрания и концерты самодеятельности.

Одной рукой владелец «Динозаврии» Сергей Пятовский держит микрофон, второй переключает штекеры, чтобы показать разные виды светомузыки. Зрители ухмыляются и демонстрируют жесты, символизирующие «во даёт!». Вокалиста это не смущает. Он допевает.

В соседнем зале двое детей разглядывают фигуры резиновых динозавров. Среди огромных папоротников, травы и ручейка два самых больших ящера танцуют и поют под музыку, как их владелец. Остальные безмолвствуют. Парк открылся в конце прошлого года и приносит Пятовскому 300 000 рублей прибыли ежемесячно, и ничего особенного в этой истории не было бы, если бы не место действия — 23-тысячный Вельск, затерянный в лесах на границе Архангельской и Вологодской областей.

Адская Бочка

Вельск, хотя и упомянут в летописях на десять лет раньше Москвы, историю имеет скудную и связанную с лишением свободы. На закате царской России сюда ссылали социалистов. В конце XX века здесь орудовал маньяк Сергей Шипилов по прозвищу Адская Бочка. Он убил восемь женщин, отбывая наказание за изнасилование в той колонии, куда спустя десятилетие отправят Платона Лебедева. Шипилова отпускали на волю за хорошее поведение на ассенизаторской машине с голубой бочкой. После расследования его деяний герб Вельска, на котором изображена бочка, наполненная дёгтем, приобрёл кровавый подтекст.

Последняя новость из Вельска — обрушение моста через Вагу месяц назад. 12 000 человек по ту сторону реки остались без еды и доступа к «материку». Неудивительно, что город теряет население. Из уехавших Вельску подсобил только Лебедев, постеливший на футбольное поле искусственный газон.

Мечта Пятовского — разрушить эту парадигму. На встречу у железнодорожного вокзала он приехал на своей огромной «Тойоте» — инопланетянине среди царства «Жигулей». В «Тойоту» встроен навигатор, хотя непонятно, как в таком маленьком городе можно заблудиться. Уже через минуту мы в центре, на пятачке между судом, прокуратурой и налоговой, на центральной улице — характерно — имени Дзержинского. Правда, в последние годы вся жизнь переместилась отсюда на одну остановку в сторону Москвы — там вырос первый в Вельске трёхэтажный торговый центр с двухзальным кинотеатром. Репертуар у него актуальный, попкорн есть, но экраны крохотные, а звук, честно говоря, паршивый. В будний вечер тут никого нет, но, говорят, в выходные всё преображается.

Фотография: Ольга Брагида/«Секрет Фирмы»

Напротив кинотеатра — игровой лабиринт для детей (тоже первый в Вельске), совмещённый с мини-кафе. Мы заходим туда вместе с Пятовским. Владелец заведения, стоящий за прилавком, не признаёт повелителя «Динозаврии» и откровенничает: посетителей нет, выручка в летний сезон около 80 000 рублей, не знает, закрываться ему или терпеть дальше. Он сомневается, что клиенты мигрировали в «Динозаврию», и уверяет, что у её владельца просто много денег и мало бизнес-талантов (тут Пятовский представляется и конфузит коллегу).

Через три дома от нового центра Вельска — свежепостроенная пятиэтажка. В темноте она напоминает дом-призрак: в нём продана и заселена всего одна квартира. На первом этаже, предназначенном для малого бизнеса, тоже ничего нет. Не так давно здесь открылась [«Додо пицца»] (https://dodopizza.ru). Пока в Вельске пиццу делают только в старомодном кафе «Аюта».

С основателем сети «Додо» Фёдором Овчинниковым Пятовский познакомился в 2013-м. Приехал к нему в гости и предложил открыть заведение у себя на малой родине. Герой книги «Ботаники делают бизнес» отнёсся к идее скептически, но уже спустя год понял, что надо развиваться в малых городах, и написал об этом в блог. Пятовский только этого и ждал. Он быстро договорился с Овчинниковым о пилотном проекте в Вельске и отправился на месячное обучение в Сыктывкар.

Сначала Пятовский хотел открыть «Додо» у себя в «Динозаврии», но Овчинников убедил его в необходимости расположить кафе в центре города. Вельчанин согласился, от улицы Дзержинского до детского парка — пять минут езды на машине, дедлайн по доставке пиццы «Додо» — час, курьеры успеют привезти заказ посетителям «Динозаврии». Пять раз.

Пиво, мебель и развод

В «Динозаврию» ведут два пути: вдоль железной дороги и через центр. Пятовский выбирает второй — дорога лучше. Мэр — знакомый предпринимателя с детства — обещал в следующем году заасфальтировать и первый. «Динозаврия» — местная достопримечательность, туда возят высоких гостей, им негоже трястись по ямам и колдобинам. Для остальных пустили дополнительный маршрут автобуса.

Пока мы едем по заснеженной дороге, я смотрю на избы без наличников, редкие панельные дома не выше пяти этажей и магазины мебели, предметов интерьера, стройматериалов, инструментов. Заслугу в их возникновении Пятовский частично приписывает себе. Он первым в Вельске начал строить большие магазины.

Пятовский родился в посёлке Лесобаза, сейчас присоединённом к Вельску. С детства он привык поступать не как все — например, занимался одновременно борьбой и танцами. После ПТУ ушёл в армию, где без опыта вождения уговорил определить его в шофёры полковничьей «Волги». Дилетантство сошло за аккуратную езду. Дембельнулся в 1992 году и продавал ярославское бочковое пиво. На второй месяц вместо плановых 10 л продал 150. Компания отказалась выплатить ему бонусы, он ушёл и стал работать самостоятельно. Через три года появились конкуренты, выручка упала — Пятовский бросил это дело.

Как-то раз в Москве Пятовский забрёл в «Экспоцентр» на стекольную выставку. Через месяц он открыл магазин «Мир стекла» в Вельске с десятками зеркал и шкафов-купе. В него поехали не только жители города, но и округи в радиусе 150 км. До ближайшего крупного города — Вологды — больше 200 км. Зато через город проходит трасса Москва — Архангельск. Прибыль оказалась выше прогнозируемой.

Пятовский штамповал бизнесы один за другим: супермаркет крепежа и стройматериалов, потом магазин «1000 дверей», потом IKEA-подобный «Сервантос». Схема всё время была одна и та же: показать Вельску высокий для него уровень сервиса, зарабатывать, пока не явились конкуренты, а затем перепрофилировать или открывать новый магазин.

Фотография: Ольга Брагида/«Секрет Фирмы»

Почти все последующие дела Пятовского развивались одинаково, кроме лесного. Вдвоём с другом он начал продавать кругляк в 1995 году, когда цена на древесину резко подскочила. ООО «Форест» до сих пор существует, хотя и пережило ряд переименований, но дела полностью ведёт друг, Пятовский в них не лезет, хотя по-прежнему владеет половиной бизнеса.

Когда Пятовский понял, что добьётся успеха в любом виде торговли, штамповка ему наскучила. Друзья предлагали уехать в Вологду и Архангельск, но большие города предпринимателя не манили. Кризис в деловой жизни совпал и с личным. Он развёлся с женой и нашёл новую любовь в «Одноклассниках». В контакт вступил экстравагантно — с предложения перевести денег ему на телефон. Жительница Вологды именем Наталья послушалась. Завязалась переписка, через месяц познакомились, через год поженились. Пятовский признаётся, что вместе с женой поменял и приоритеты. Раньше любил выпить и покуролесить, теперь сторонится тусовок и воспитывает трёх детей.

Собственно, невиданная для Русского Севера «Динозаврия» — результат смены мировоззрения предпринимателя, ставшего отцом.

Вельский «Диснейленд»

«Мне стало скучно просто зарабатывать», — не знает, как объяснить свою прихоть, Пятовский. Сначала он помогал футбольной команде Вельска, а также хоккейной и ещё местным танцевальным коллективам. Потом, как это часто бывает, из просителей выстроилась очередь. В этот момент знакомая предложила открыть благотворительный центр помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Предприниматель всё организовал и уехал с семьёй на море.

Рядом с пляжем был оборудован лабиринт для детей. Несколько дней сын Пятовского просил, чтобы его отпустили поползать. Наконец родители согласились. И пока он там бегал и прыгал, бизнесмен думал, а почему бы не поставить такую штуку в Вельске. На следующий день понял, что лабиринт не может существовать без кафе. На третий уже мечтал о вельском «Диснейленде» — первом месте в городе, где будет интересно и родителям, и детям.

Вернувшись домой, Пятовский нашёл поставщиков, помещение решил отрезать от «Сервантоса», как раз входящего в пике, и посчитал затраты. Нужно 10 млн рублей, ему не хватает 5 млн. Вельские друзья только крутили пальцем у виска: шансов на прибыль нет. Пятовский их слушал-слушал, а потом подал заявку на конкурс «Социальный предприниматель» фонда Вагита Алекперова «Наше будущее» и победил. Приз — те самые необходимые 5 млн рублей. Жюри, которое возглавляла Лариса Алекперова, подкупили масштабируемость бизнеса и то, что к приезду комиссии Пятовский уже оборудовал площадку за свой счёт.

Парк развлечений открылся год назад. На входе гостей встречает «Жужа Вельская» — тюнингованный «Запорожец», который Пятовский хочет сделать символом города (вместо «адской бочки»). Между двумя вертикалями расположенного буквой «П» здания — каток. Внутри парка — уже упомянутые динозавры и дискозал, большой даже по московским меркам детский лабиринт, кафе на десять столиков с видом на каток, комната для празднования дней рождения. В Москве таким никого не удивишь, но для детей затерянного в архангельских лесах городка это чудо.

Фотография: Ольга Брагида/«Секрет Фирмы»

Бизнес как шоу

За год выручка «Динозаврии» составила 8 млн рублей. Половина суммы — прибыль. По идее, такими темпами проект окупится за два с половиной года. Пятовский сознаёт, что ему снова помогает безысходность. Что в Вельске, что в соседних сёлах пойти с детьми некуда.

Будучи отцом, Пятовский понимает остроту проблемы и решает её в меру сил. В «Динозаврии» он открыл школу катания на коньках, кружки пения и танцев, устраивает свадебные церемонии, но этого недостаточно. Уже год он не может организовать регулярную доставку клиентов в «Динозаврию» из отдалённых деревень, потому что единственный частный перевозчик региона не соглашается ни на одну из предложенных схем работы. Не удаётся найти ивент-менеджера, который придумывал бы, чем развлекать детей и родителей. В Вельске таких специалистов нет. Нет желающих заполнить и другие туристические ниши: экотуризм, катание на лошадях, сплавы, воздухоплавание.

У Пятовского рук на всё не хватает, но он уже доказал, что делать бизнес на шоу и впечатлениях в крошечном городе можно. Для этого надо болеть идеей, грамотно управлять денежным потоком и остервенело затаптывать в себе скептицизм.

Открытие «Додо Пиццы» — логичное продолжение «Динозаврии» (гостям надо где-то обедать) и шаг к решению проблем с мирными способами проведения досуга. В кафе открытая кухня — целое шоу из приготовления теста, телевизоры с именами клиентов. Пятовский уверен, что превратит пиццерию в достопримечательность. Не съездить туда пару раз в год, если ты живёшь в том самом 150-километровом радиусе, будет просто непростительно. Ну а раз уж доехали, то и «Динозаврию» надо посетить. Что ещё тут делать?

Фотография на обложке: Ольга Брагида / «Секрет Фирмы»