secretmag.ru
Истории20 мин.

Как стартап WayRay Виталия Пономарёва делает дополненную реальность для машин

Разработчик AR-навигатора поднял $18 млн в раунде с участием компании Джека Ма
Сегодня стартап WayRay стал первой российской компанией, получившей инвестиции китайского гиганта Alibaba Group. Основатель и CEO WayRay Виталий Пономарёв рассказал «Секрету», что фонд Alibaba Innovation Ventures и другие инвесторы, которых он не называет, вложил в его проект $18 млн.

Сегодня стартап WayRay стал первой российской компанией, получившей инвестиции китайского гиганта Alibaba Group. Основатель и CEO WayRay Виталий Пономарёв рассказал «Секрету», что фонд Alibaba Innovation Ventures и другие инвесторы, которых он не называет, вложили в его проект $18 млн. Представитель Alibaba Group подтвердил его слова. Параметры сделки стороны не раскрывают.

C 2012 года WayRay разрабатывает автомобильную навигационную систему Navion, основанную на технологиях дополненной реальности. Она состоит из лазерного проектора и специальной плёнки, превращающей лобовое стекло в экран. Navion проецирует на него различные виртуальные объекты — в том числе линию маршрута, которая ложится прямо на дорогу.

Получив инвестиции Alibaba Innovation Ventures, российские разработчики попали в хорошую компанию. За последние несколько лет Alibaba вложила в технологические стартапы по всему миру миллиарды долларов. Например, китайский сервис заказа такси Didi, поглотивший в прошлом году бизнес Uber в стране, получил более $5 млрд, индийская платёжная система Paytm — почти $1 млрд, американский стартап Magic Leap, обещающий революцию в AR, — $794 млн.

Как и Magic Leap, WayRay ещё не выпустил коммерческую версию продукта и пока не заработал ни доллара. Стартап откладывает релиз уже несколько лет, и за это время у него появились конкуренты. Некоторые из них успели поднять больше денег (например, Navdy поднял суммарно более $40 млн), но взорвать рынок не сумели.

Неизвестно, получится ли вообще у кого-то сделать востребованный у автомобилистов продукт, основанный на технологиях дополненной реальности, но основатель WayRay Виталий Пономарёв уверяет, что его решение сильнее аналогов, и вообще излучает оптимизм. Navion, по его словам, будет полностью готов до конца 2017 года. Кроме того, в течение пары месяцев в США стартуют розничные продажи гаджета для анализа стиля вождения Element.

В начале марта WayRay обсуждали совсем в другом контексте. Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального предположил, что несколько лет назад в стартап тайно инвестировал Дмитрий Медведев — через компанию «Цертум-Инвест», которую премьер-министр якобы контролирует. «Секрет» взял у основателя WayRay Виталия Пономарёва большое интервью и рассказывает полную историю компании, которая уже несколько лет обещает взорвать рынок, но всё ещё не подожгла фитиль.

Фокус на бесконечность

«Несите чемодан», — распоряжается Виталий Пономарёв, вставая из-за длинного стола в переговорной своего роскошного трёхэтажного офиса в районе Сухаревской. Под этим кодовым словом в WayRay проходит прототип Navion: на конференции его возят в массивном чемодане, обклеенном надписями Fragile и Handle with care. Внутри — стойка, имитирующая приборную панель автомобиля, и часть лобового стекла с наклеенной на него голографической плёнкой. Само устройство Navion (оно размером с книгу), проецирующее виртуальные объекты на плёнку, спрятано в панели. Управлять навигационной системой можно с помощью голоса, жестов или мобильного приложения.

Угол обзора Navion — до 10° (технология позволяет довести его до 35° во встроенных решениях), тогда как у существующих решений — 5°. В результате последние позволяют видеть изображение только на расстоянии 2–2,5 м, что создаёт 6,5 м «слепой зоны» — машина проезжает их за то время, что требуется глазу на перефокусировку. Navion генерирует изображение на расстояние до 20 м, и времени на перефокусировку взгляда не требуется. Такие характеристики, уверяет Пономарёв, ни одна существующая система для автомобилей повторить не может. Только человеческий глаз — поле зрения двумя глазами превышает 100°.

Главная фишка Navion — «натуральная навигация». В прототипе на дорогу ложатся зелёные динамические указатели, меняющиеся вместе с рельефом. «Мы можем очень точно спозиционировать виртуальные элементы в реальном мире — в зависимости от скорости движения автомобиля и угла поворота в реальном времени. Таким образом, виртуальный мир будто бы находится внутри реальности», — формулирует основатель WayRay.

По бокам на стекле отражается время прибытия, дистанция до следующего поворота, ограничение скорости и другие данные. В демонстрационной версии также появляются надписи вроде Chinese kitchen — WayRay хочет перенести рекламные стенды с указателями на стекло водителя. Но реклама — это только часть возможностей разработчиков приложений, платформу для которых обещает сделать WayRay. Пономарёв мечтает создать целую экосистему для водителей и компаний, которые хотят им что-нибудь продать.

В 2012 году основателю WayRay казалось, что создать такой продукт можно только с помощью оптической системы с использованием больших линз и зеркал вроде той, что используется в самолётах-истребителях. Но если в кабине пилота для них есть место, то в автомобиле оптическую систему объёмом 18 л (столько требуется для расширения поля зрения хотя бы до 12°) ни один водитель или автопроизводитель ставить не будет.

Альтернативные решения — например, те, которые отражают изображение от поверхности и активно используются в head-up-дисплеях (HUD), — Пономарёва не устраивали. Если положить на приборную панель смартфон экраном вверх и использовать его как проекционный экран, видимое удаление составит всего 10–20 см (такой метод использует российская компания Hudway в устройстве Hudway Glass). К тому же изображение на лобовом стекле двоится, так как отражается от двух поверхностей — внутренней и внешней. Производители head-up-дисплеев для BMW, Mercedes и других автомобильных брендов (Continental, Denso, Nippon Seiki) решают эту задачу с помощью специального покрытия. Остаётся другая проблема — кривизна лобового стекла искажает изображение. Компании вроде Navdy или Carrobot решили эту проблему с помощью дополнительного стекла, которое ставится перед лобовым: на него и проецируется информация (также оно не просто отражает изображение, но и участвует в его формировании).

Пономарёв снисходительно называет подобные продукты «модными» и «бесполезными»: изображение на отдельном стекле всё равно остаётся маленьким, отдаление — небольшим. Ноу-хау WayRay — голографическая плёнка, которая позволила избавиться от габаритных устройств и перенести в себя всю оптическую часть.

На разработку системы, которую сложно описать меньше чем за несколько минут, ушло четыре года и около $10 млн. И она ещё не закончена. С 2012 года вышло четыре прототипа, в июне 2016 года WayRay представил первую бета-версию, но работа над устройством продолжается. «В железе часто бывает, что ты находишься на финишной прямой, а потом обнаруживаешь новые эффекты, которых никто не мог предугадать, — объясняет Пономарёв. — Мы могли первую бету подготовить к массовому производству, но не хочется выводить на рынок сырой продукт».

Вторую бета-версию предприниматель обещает представить «до лета» и говорит, что она будет «по-настоящему удобной». Для этого команда изучила дизайн более 400 автомобилей и изменила параметры Navion так, чтобы система подошла водителю любого роста и полноценно работала в любой машине. Главное нововведение — плёнку больше не надо наклеивать на стекло. Подробности Пономарёв раскрывать отказывается, говорит только, что теперь установка Navion будет гораздо проще. В конце этого года он планирует начать продажи в США, чуть позже — в Китае. Плёнки будут делаться на собственном заводе в Швейцарии, где в 2014 году WayRay открыл офис, а остальные детали — в Китае.

Главное — представить финальную версию продукта раньше конкурентов.

Крутой маршрут

О жизни до WayRay Виталий Пономарёв рассказывает неохотно. Родился в семье военнослужащего и пожил в разных уголках России, а также в Казахстане и Азербайджане (он даже иногда думает на языке этой страны). В школе увлекался математикой, программированием и музыкой. Мечтал поступить в МГТУ им. Н.Э. Баумана и даже поступил, но учиться в итоге пошёл в Академию народного хозяйства («Нужно было зарабатывать на жизнь, а в Бауманке ты либо учишься, либо вылетаешь»). Ещё в школе Пономарёв начал зарабатывать веб-дизайном, а во время учёбы в вузе основал маркетинговое агентство, которое за несколько лет доросло до контрактов с BMW, Nestlé и PepsiCo. «Это не предмет для гордости — просто вынужденная мера на тот момент», — уточняет бизнесмен.

В интервью разных лет Пономарёв по-разному рассказывал о том, как придумал Navion. То ли идея пришла к нему, когда он стоял у окна в офисе в Москве-Сити на 34-м этаже и представил виртуальный мир с информацией о людях, которых видит за стеклом, то ли его озарило, когда он отвлёкся на навигатор и чуть не разбил машину. Сейчас предприниматель говорит, что оба эпизода имели место. Сначала он хотел сделать «цифровую инфраструктуру для виртуального мира», но потом понял, что на масштабный проект не хватит сил и денег, и сфокусировался на дополненной реальности для автомобилей, получив инсайт во время аварии.

К тому времени, как Пономарёв погрузился в физику и дополненную реальность, у рекламного агентства начались проблемы, вызванные кризисом 2008 года, и у предпринимателя уже не осталось энтузиазма, чтобы спасать этот свой бизнес. Новых клиентов он не искал, агентство выполнило все работы по существующим контрактам и в 2012 году закрылось.

Сейчас бизнесмен легко чертит на бумаге оптические системы, объясняя принцип работы Navion, но пять лет назад предприниматель ходил по институтам и конструкторским бюро и не мог понять, как отличить мошенников от реальных учёных. Доходило до того, что спустя два месяца работы ему присылали в качестве отчёта абзац из книги 1975 года издания — и обиднее всего было то, что это люди из МГТУ им. Баумана, в котором Пономарёв мечтал учиться. Кстати, недавно Бауманка проиграла в суде предпринимателю Андрею Артищеву, работающему над мотоциклетным шлемом дополненной реальности LiveMap: специалисты требовали денег за некачественный заказ, но суд отклонил их требования. Впрочем, в истории WayRay были и удачные опыты сотрудничества с академиками. Например, сотрудники Физического института (ФИАН) им. П.Н. Лебедева помогли с идеей голографической плёнки.

Самая затратная часть работы — проекционная система. «Взять даже просто термостабилизацию лазера: плёнка работает для одной длины волны, но от перемены температуры в салоне длина волны лазера смещается, — приводит пример Пономарёв. — Если это происходит, изображение на плёнке сначала становится смещённым и заблюренным, а потом просто пропадает. Само стекло тоже может нагреваться и охлаждаться вместе с плёнкой. И нам нужно уметь это всё синхронизировать между собой». Термостабилизация до 0,1 °C — только одна из проблем, с которой пришлось столкнуться инженерам WayRay.

Ещё один пласт разработки — софт для проектирования системы. Готовых инструментов для создания голограмм не существует, и WayRay пришлось создать их с нуля. Ту же работу пришлось проделать для проектирования плёнки и генератора изображения. Софт надо было создать не только для внутреннего пользования, но и для потребителей — то есть интерфейс самого Navion и приложение, с помощью которого им можно управлять. «Мы привыкли к тому, что IT-продукты достаточно быстро делаются, быстро выводятся, а с железом всё сложнее — нужно не только изобрести и сделать само железо, а ещё и все инструменты для его создания», — говорит Пономарёв.

Трудности с организацией производства тоже тормозили процесс. В России заводов, которые могли бы выполнить заказы WayRay, Пономарёв не нашёл. Те немногие, кто готов был поработать над прототипами, просили слишком много денег и работали бы очень долго. Несколько лет сотрудники компании летали в Китай и начали сотрудничать с местными промышленниками, но это тоже затягивало работу. В итоге в 2015 году компания открыла в Москве свой собственный центр прототипирования — сроки производства деталей сократились с двух-трёх месяцев до нескольких дней. Его производительность — около 1000 деталей в месяц на трёх станках.

Проблемы всё ещё остались, говорит Пономарёв: «Какую бы вы простую оптику ни хотели, если её нет на полке, она делается под заказ. Срок поставки — 10 недель. И вы вынуждены ждать эти 10 недель, чтобы просто потестировать идею». Эти сроки он тоже планирует сокращать — например, сейчас компания за несколько миллионов долларов покупает оборудование для производства линз, чтобы сократить время их получения до одной недели.

Не обошлось и без конфликтов с партнёрами. В 2013 году бизнес-ангелы, вложившие в проект 6 млн рублей, стали вмешиваться в деятельность компании, а когда Пономарёв решил отдать им деньги с процентами, чтобы вернуть себе долю в бизнесе, попытались подделать его подпись и заполучить права на патент. Когда ангелы перешли к угрозам и забрали документацию, Пономарёв привлёк к переговорам «дружественных силовиков». С их помощью он вернул полный контроль над компанией. Подробности этой лихой истории бизнесмен, к сожалению, не раскрывает: «Не хочу об этом говорить — это всё просто пшик и не стоит выеденного яйца». По его словам, четыре года назад этот эпизод сильно повлиял на его эмоциональное состояние, но сейчас он те события не вспоминает.

Ещё один момент, который Пономарёв не комментирует, — возможная связь одного из инвесторов WayRay, компании «Цертум-Инвест», с Дмитрием Медведевым. В начале марта ФБК Алексея Навального упомянул «Цертум-Инвест» в числе активов, якобы связанных с премьер-министром, и предположил, что поддержка стартапа была личной инициативой Медведева, который приметил его на форуме «Открытые инновации». Хотя в целом расследование ФБК выглядит убедительно, именно в этой части есть кое-какие нестыковки. Форум «Открытые инновации» состоялся в конце октября 2013 года, а «Цертум-Инвест» вложился в WayRay в начале. Глава «Цертум-Инвеста» Филипп Полянский не согласился поговорить с «Секретом», а изданию Firrma он заявил, что «не действует в чужих интересах».

Полянский, говорит Пономарёв, был первым, кто поверил в его компанию. Он вспоминает, что на старте обошёл все российские венчурные фонды и провёл около 500 презентаций. Никто не вложился.

«WayRay очень активно поднимали деньги и были на радаре у всех инвесторов, — признаёт управляющий директор Prostor Capital Алексей Соловьёв. — Почему не подняли? По очень простой причине — ценность продукта до сих пор не доказана». По мнению Соловьёва, финальная стоимость устройства, скорее всего, превысит возможности рядовых потребителей. В таких случаях все здравомыслящие инвесторы, говорит он, ведут себя одинаково — ждут доказательной базы, а это только продажи, и большие.

Управляющий партнёр фонда Target Global Михаил Лобанов вспоминает, что проект попадал на его радары дважды — в 2013 и 2015 годах. Но тогда фонд не инвестировал в hardware, и WayRay не казался им перспективным проектом для первой сделки в этой области. «Думаю, одной из главных причин для отказов других инвесторов был цикл продаж, — рассуждает Лобанов. — Неспроста в машине до сих пор функций существенно меньше, чем в iPhone, и неспроста машина до сих пор полноценно с ним не интегрирована. Дело в том, что цикл продаж и имплементации очень длинный и может занимать до пяти лет. А для инвестора это всегда большой риск».

Вслед за «Цертум-Инвестом» на «большой риск» пошёл другой непрофильный инвестор — АФК «Система». Сумма вложений не раскрывается, но летом 2014 года Пономарёв заявлял, что недавно привлёк $7 млн — вероятно, это по большей части были всё-таки деньги «Цертум-Инвеста». Таким образом, АФК «Система» могла вложить в проект от $1,5 млн — с учётом того, что всего на разработку было потрачено около $10 млн, а собственные вложения Пономарёва и бизнес-ангелов за первые полтора года составили примерно $1,5 млн. Суммарно с новым раундом, о котором стало известно сегодня, компания привлекла $28 млн.

«Мы двинулись друг к другу одновременно», — усмехается Виталий Пономарёв, описывая предысторию сделки с Alibaba Group. По его словам, выйти на представителей компании Джека Ма ему помогли личные контакты в Китае. Держа в голове недавние инвестиции Alibaba в Magic Leap, Пономарёв рассчитывал, что в Китае заинтересуются его проектом. Так и вышло — по его словам, всего через месяц после того, как он начал работать над этим, случилась первая встреча. Параллельно на WayRay вышла другая азиатская компания («примерно такого же масштаба») и предложила сумму в полтора раза больше, на столько же увеличив оценку стартапа, но Пономарёв отказался. Общий объём раунда — $18 млн, из которых Alibaba, по данным «Секрета», вложила $15 млн. С корпорацией договорились ещё в конце 2016 года, сделку закрыли в марте. Остальное — деньги предыдущих инвесторов. Представители АФК «Системы» сообщили «Секрету», что не участвуют в раунде. «Цертум-Инвест» отказался от комментариев.

«Это круто! — комментирует сделку Виталий Пономарёв. — Они реально делали серьёзный технологический due dilligence (сбор информации об объекте инвестирования и его экспертная оценка. — Прим. «Секрета») и поняли, что аналогов нет. Alibaba точно не стали бы вкладываться во что-то, что они сами могут сделать за год». По его словам, компания уже обсуждает следующий раунд со стратегами Alibaba. Сейчас контроль над WayRay у основателя, а другие акционеры — миноритарии.

Инвестиции Alibaba — большое событие для российской стартап-сцены, но технически WayRay — швейцарский стартап. Штаб-квартира WayRay находится в Лозанне с 2014 года, компанию туда пригласило госагентство GGBA Greater Geneva Bern Area. Одним из главных плюсов стала понятная юрисдикция для привлечения иностранных инвестиций, также Пономарёва привлекло отсутствие двойного налогообложения между Швейцарией, США и Китаем. В России по-прежнему находится основная часть сотрудников, и живут они роскошно. Недавно WayRay переехал в трёхэтажный особняк в двух шагах от Садового кольца. В модном большом офисе и на собственном опытном производстве работает уже больше 100 человек — программисты, инженеры, конструкторы, дизайнеры, маркетологи. Ещё 30 человек, судя по новым опубликованным вакансиям, здесь ждут в ближайшее время.

Обогнать конкурентов

«Мой друг в декабре купил Navdy для теста, и у него был 2000-й номер заказа — спустя два месяца после старта продаж. В Google Play приложение скачали около 5000 человек (в Google Play указан диапазон 5000 — 10 000 установок. — Прим. «Секрета»). Если предположить, что доля iOS-пользователей равна доле Android, то получится около 10 000 пользователей. То есть примерно столько они продали устройств. А трафика на сайте было под миллион человек, и про них каждая собака писала, была мощная реклама. Это показатель того, что тема не выстрелила», — рассуждает Андрей Артищев из LiveMap.

По словам Артищева, HUD-решения — это «нишевая тема» и настоящие фанаты уже купили устройства. Но действующие игроки этой индустрии, похоже, считают иначе. В Navdy рассказывали, что, запуская продажи в августе 2014 года, компания надеялась собрать около $1 млн, но в итоге получила 20 000 предзаказов на $7 млн. Артищев утверждает, что столько они не продали и стартапы в этой области завышают цифры — например, Daqri пишет на сайте, что эти устройства стоят в 150 000 машин, но на конференции в марте соосновательница говорила об установках в 5000 машин. В 2015 году объём рынка HUD составил $411 млн, а к 2020 аналитики предсказывают $1,3 млрд.

Пономарёв признаёт, что решения HUD не взлетели, но не считает WayRay игроком этого рынка. По его словам, Navion находится на пересечении HUD, human machine interface ($3,2 млрд в 2015 году, $5,9 млрд к 2022 году), connected cars ($24 млрд в 2014 году, $180 млрд к 2022 году), дополненной реальности ($640 млн в 2015 году, $117 млрд к 2022 году) и других перспективных отраслей.

Один из лидеров рынка автокомпонентов Continental сейчас работает над похожим проектом. В январе на конференции CES 2017 компания представила продукт, созданный совместно с DigiLens. Он также предлагает более широкий обзор и встраивает реальную навигацию в реальный мир. Свои AR-HUD-решения представили Visteon и Panasonic, но Виталий Пономарёв уверен, что результатов Navion конкурентам достигнуть не удастся: «Эти компании занялись технологией позже, чем мы. Они работают на более простом физическом принципе — зеркальное отражение от лобового стекла или дополнительного стеклянного комбайнера. Проблема этих AR-HUD — большой объём продукта (20 л и более) и небольшое расстояние до виртуального изображения (до 2,5 м), что очень затрудняет их интеграцию в автомобили. Наша технология принципиально отличается, она основана на голограмме».

«Первый голографический навигатор» (так Navion называют в WayRay) будет стоить около $500. Это похоже на цены конкурентов с рынка HUD: Navdy сейчас предлагает свой продукт за те же деньги, Carrobot обещает доставить предзаказанные на Indiegogo устройства по цене от $149 до $499, Exploride отправляет предзаказы по $299, а в ритейле отдаёт по $499.

Но основные надежды Пономарёв связывает не с ритейлом, а с автопроизводителями. «До 2016 года мы очень недооценивали автомобильные концерны, потому что думали, что они долгие, но эта индустрия сильно меняется», — говорит предприниматель. По его словам, если раньше технология до конвейера доходила за пять лет, то сейчас за два года — и во многом это стало возможно благодаря Tesla, которая начала менять правила игры и работать напрямую со стартапами.

Первая машина со встроенными технологиями WayRay появится в Китае — она будет запущена в серийное производство в 2018 году. AR-систему для неё WayRay разработает вместе с Banma Technologies, совместным предприятием Alibaba Group и автопроизводителя SAIC Motor. С компанией договорились ещё до привлечения раунда от Alibaba. С другими автоконцернами у WayRay, по словам Пономарёва, уже подписаны proofs of concept (POC) — это значит, что WayRay разрабатывает прототипы под конкретные машины по требованиям заказчика. До середины 2017 года, говорит Пономарёв, таких POС наберётся десяток.

«Мы пока поставщик второго уровня, нам надо немного подрасти, — признаёт Пономарёв. — Сейчас любая работа с автоконцерном всё равно должна быть осуществлена через поставщика первого уровня. Даже если он ничего не делает для этого. Просто такие правила игры». В январе 2017 года WayRay объявил о партнёрстве с таким поставщиком — американской компанией Harman, одним из лидеров рынка автомобильной электроники (в 2016 году её купил Samsung). Сейчас российский стартап работает над прототипом решения, которое будет интегрировано в инфотейнмент-системы Harman. В декабре Harman объявил о подобном партнёрстве и с Navdy и инвестировал в этого конкурента WayRay около $15 млн — вместе с ним он работает не над встроенным решением, а над продуктом для автомобильного афтермаркета.

Для производителей WayRay предлагает встраивать свою плёнку в стекло и более тесно интегрировать систему с машиной. Например, если Navion будет демонстрировать в дополнение к навигации базовые индикаторы вроде скорости и запаса топлива, то встроенное решение сможет показать все данные инфотейнмент-систем. Например, обнаружив, что водитель засыпает, система будет не просто пищать и дёргать руль, а покажет на лобовом стекле, что именно происходит. Тестовый образец подобной системы WayRay представил в январе 2017 года в концепт-каре Oasis от Rinspeed. Подобные решения будут обходиться автопроизводителям дороже, чем в $500 (цену WayRay не раскрывает, но говорит, что до $1000).

Удастся ли стартапу встроиться в налаженную цепочку автопромышленности — неясно. «У Panasonic с Continental другие ресурсы по разработке и производству и гораздо лучше налажены каналы с производителями техники, — комментирует перспективы WayRay представитель Garmin Алексей Гилязов. — С другой стороны, WayRay заключил договор c Harman и их цикл находится на более поздней стадии. По крайней мере так они заявляют... Посмотрим, кто раньше выйдет на рынок». По словам Гилязова, полноценная дополненная реальность для автомобиля — пока уникальное предложение, которое может заинтересовать производителей. С другой стороны, уверен собеседник «Секрета», рынок персональных покупок тоже нельзя сбрасывать со счетов — не все соберутся менять старые машины на новые из-за необязательной, в общем, фичи.

Основная претензия скептиков — у WayRay много красивых презентаций, но нет продукта. «Даже если продажи начнутся завтра, это не гарантирует быстрого результата», — говорит Алексей Соловьёв из Prostor Capital. В пример он приводит фитнес-браслет для измерения калорий HealBe. Несмотря на негативные отзывы, скепсис врачей и отсутствие публичных научных доказательств, в 2014 году с помощью краудфандинга компания привлекла около $1 млн, а чуть позже — ещё $7 млн от группы инвесторов. Браслет, вышедший на рынок, продавался медленно, и инвесторам недавно пришлось потратить $6,5 млн на перезапуск продукта. «Компания пока на плаву, но принесёт ли она удовлетворительные для инвесторов плоды — большой-большой вопрос», — резюмирует Соловьёв. Тот же скепсис он испытывает по поводу WayRay.

Ещё один непростой момент — использование дополненной реальности в автомобилях для развлечений. Через год после старта продаж Navion компания планирует запустить платформу для сторонних разработчиков, приложения которых будут отражаться на лобовом стекле. Реклама, социальные сети, развлечения — всё это может появиться перед глазами водителя. По-настоящему эта экосистема станет популярна, по мысли Пономарёва, когда жизненный цикл Navion закончится, будут в разгаре продажи встроенных решений и начнутся продажи беспилотных автомобилей — в последних он мечтает покрывать AR всё лобовое стекло и даже боковые.

«Доступ к таким системам регулируют автопроизводители, а они отвечают за безопасность рублём — государство не позволит проецировать рекламу на лобовое стекло, там даже тонировку делать нельзя», — скептически относится к этим планам главный аналитик ГЛОНАСС Андрей Ионин. По его словам, встроенное решение от WayRay, скорее всего, будет сильно отличаться после всех согласований с автопроизводителями. «В случае появления "роботомобиля" эта технология вообще умрёт, — продолжает Ионин. — Посмотрите, как люди себя ведут в метро. Все уткнулись в гаджеты — то же самое произойдёт, если избавить человека от руления в машинах. Пассажир не будет смотреть в окно, даже если там будет дополненная реальность, он будет заниматься своими делами в телефоне».

Будущее в дополненной реальности

Не факт, что Navion действительно увидит свет до конца этого года. Релиз уже несколько раз откладывался, ранее продажи планировалось начать в 2016-м. А вот другая разработка WayRay, гаджет для анализа стиля вождения Element, уже точно готова и находится в массовом производстве. Продажи в США должны начаться весной. Первая партия, правда, измеряется лишь в тысячах штук. Изначально это была часть Navion, но потом в компании поняли, что Element можно продавать как отдельный продукт. Его разрабатывали два года — для подобного продукта это много, но Пономарёв объясняет долгий срок заменой электроники.

Стоимость Element — $95, такие же решения от стартапов вроде Automatic и крупных компаний вроде Samsung стоят от $40 до $200. Рынок гаджетов для бортовой диагностики должен расти на 7% в течение следующих двух лет. Главным соперником таких решений называют сами общающиеся автомобили (connected cars), которым не нужны дополнительные приспособления для оценки безопасности вождения: их рынок растёт в десять раз быстрее, чем весь рынок в целом.

На тот случай, если дополненная реальность в автомобилях не взлетит, у WayRay есть запасной план. Уже сейчас компания работает над продуктом для домашнего использования. Подробности Пономарёв не раскрывает, но уверяет, что это «настоящая бомба». Главное, чтобы рынок к тому времени эту бомбу ещё ждал, а не был поделён между уже выпущенными продуктами.

Фотографии: Михаил Голденков / «Секрет фирмы»

Ассистент фотографа: Михаил Замковский