Опубликовано 18 марта 2022, 13:15
8 мин.

Жизнь без Instagram. Как сейчас продвигать свой бизнес в соцсетях и сколько денег для этого нужно

Пока одни предприниматели и лидеры мнений продолжают постить фотографии в заблокированный и признанный экстремистским Instagram (принадлежит эксремистской и заблокированной Meta), другие исследуют новые площадки для ведения блога и бизнеса. В том числе возвращаются в давно забытый «ВКонтакте». Если социальные сети приносят вам хороший доход, самое время пересмотреть стратегию и адаптироваться к новым реалиям. «Секрет» вместе с экспертами выяснил, как выжить в современных условиях и сохранить аудиторию.

Жизнь без Instagram. Как сейчас продвигать свой бизнес в соцсетях и сколько денег для этого нужно

5 марта китайская площадка TikTok ограничила свою работу на территории России из-за закона о фейках. Теперь российские пользователи не могут публиковать новый контент и выходить в прямые эфиры. А 14 марта Роскомнадзор заблокировал американскую соцсеть Instagram, принадлежащую компании Meta. Та же участь постигла Facebook и Twitter.

Сейчас в зоне риска оказался YouTube, у которого внушительный список нарушений, — утверждает председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас. К слову, зарабатывать на видеороликах пользователи из России уже не могут — видеохостинг отключил монетизацию российским блогерам. Теперь они не получают деньги за рекламу, подписки Premium и YouTube Music, спонсорство канала, суперчаты, суперстикеры и мерч.

В одночасье блогеры и компании, которые зарабатывали на популярных социальных сетях, лишились внушительного дохода.

После сообщений о блокировке Instagram и Facebook, пользователи социальных сетей разделились на два лагеря: одни ринулись воскрешать свои давно забытые странички «ВКонтакте», другие — спамить QR-кодами на личные Telegram-каналы.

«ВКонтакте»

На фоне ограничений других соцсетей аудитория «ВКонтакте» выросла на 4 млн, составив рекордные 50 млн пользователей. Площадка, по словам опрошенных экспертов, выигрывает тем, что рекламные кампании оплачиваются в рублях, а не в валюте (как это было в Facebook). В этой соцсети можно запускать аудиорекламу и таргетироваться на те сообщества, которые необходимы.

«Что касается инструментов для продвижения бизнеса, на наш взгляд, лидирует здесь "ВКонтакте" — в соцсети можно не только запускать платную рекламу, но и использовать множество бесплатных инструментов для бизнеса: например, собрать полноценный интернет-магазин, сайт-визитку или запустить чат-бота без разработки», — поделились в пресс-службе ЮMoney.

Олег Федущак
операционный директор креативного агентства Invite

«ВКонтакте» скоро включат внутреннюю монетизацию, и я думаю, что они потихонечку начнут захватывать внутренний рынок и создавать хорошие условия для развития блогеров, потому что на рынке нет альтернатив.


Как раскрутить

Существуют как платные, так и бесплатные способы продвижения. Бюджет, который следует заложить на развитие группы «ВКонтакте», зависит от того, насколько быстро необходимо нарастить аудиторию.

Вы можете бесплатно использовать массфолловинг и масслайкинг — самостоятельно кидать заявки в друзья потенциальным клиентам, вручную лайкать их фотографии и комментировать посты. Но этим инструментом нужно пользоваться умеренно, чтобы площадка не сочла вас спамером.

Если требуются платные способы продвижения, на помощь приходят таргетированная реклама и размещение постов у блогеров и в тематических группах.

Вадим Забеглов
основатель маркетингового агентства Zamedia

Сейчас в связи с перегревом на рекламных аукционах «ВКонтакте», когда ставки постоянно повышаются и цена клика растёт, требуется намного больше вложений в рекламу и создание контента. В процентном выражении на ВК стоит заложить 30% от общего бюджета. В денежном выражении — зависит от ниши, целевых действий, местоположения и других факторов, но в среднем от 50 000 до 100 000 рублей в месяц.


Telegram

Положительная динамика наблюдается и в Telegram — c момента появления сообщения о блокировке Instagram, количество подписок на российские телеграм-каналы увеличилось более чем на 40 млн.

Мессенджер позволяет работать с чатами и аккаунтами собеседников, создавать авторские каналы, делиться файлами любого типа и размера. Вы можете загрузить любой объём данных, и платформа вас в этом не ограничит.

По мнению экспертов, Telegram на сегодняшний день наиболее привлекателен для блогеров: канал легче вести, чем страничку в «ВКонтакте», и проще монетизировать.

Вадим Дегтярёв
сооснователь агентства WillStar

В плане монетизации сейчас эффективен, наверное, Telegram. Работает он не так, как Instagram: монетизация идёт только с рекламы, а не за плановый контент. Но и реклама здесь стоит дороже, потому что качество аудитории выше.


А вот для развития бизнеса Telegram не всегда подходит, и причина тому — отсутствие общей ленты новостей.

Анастасия Комарова
основатель маркетингового агентства Cleverra

На ажиотаже пользователи подписываются на сотни созданных каналов, но следить за свежими публикациями в каждом попросту невозможно. Читать будут 2–3 наиболее интересных каждому конкретному пользователю. Для того чтобы пользователи переходили в канал, новости из него необходимо анонсировать в других соцсетях.


Как раскрутить

Если вы хотите раскрутить свой канал в Telegram, без финансовых потерь не обойтись. По словам Вадима Забеглова, даже вслед за популярными блогерами на другие площадки мигрируют лишь 20–30% самых преданных фанатов. Инфлюенсеры, на Instagram которых были подписаны 1,5–3 млн человек, в Telegram-канал смогли набрать 200 000 – 400 000 подписчиков.

Вадим Дегтярёв
сооснователь агентства WillStar

Если ты никогда не был блогером, то один подписчик в Telegram будет стоить в среднем 15 рублей. Но если ты хороший блогер, ты сможешь найти возможности для развития с самыми минимальными вложениями или вообще без них — например по бартеру с другими инфлюенсерами.


Жизнь без Instagram. Как сейчас продвигать свой бизнес в соцсетях и сколько денег для этого нужно

YouTube

Про YouTube тоже забывать не стоит. Предприниматели по-прежнему могут снимать ролики и продвигать свои товары и услуги, а блогеры — создавать контент и наращивать аудиторию. И хотя функции спонсорства и рекламы отключены, авторы могут рекламировать товары и услуги внутри своих роликов.

«YouTube запретил монетизацию для российских блогеров и рекламу для российских брендов. Кажется, это как никогда ранее хороший повод объединиться. Блогеры всё ещё могут размещать нативную рекламу брендов в своих видео, чем многие успешно занимались и до появления ограничений. Если у вас пока нет заказов на рекламу, рекомендуем собирать донаты от ваших подписчиков», — предлагает сервис ЮMoney.

ЯRUS и TenChat

В начале марта 2022 года российские приложения ЯRUS и TenChat попали в топ-10 самых скачиваемых соцсетей на платформе iOS в России.

ЯRUS — это социальная сеть, которая объединила функции Instagram, TikTok и Twitter. Каждый пользователь площадки может создать несколько лент различной тематики, делиться постами, фотографиями и видео, слушать музыку и переписываться в мессенджере.

TenChat — росс ийский аналог LinkedIn и Facebook или, другими словами, деловое сообщество для общения и ведения бизнеса. Пользователи социальной сети делятся на предпринимателей, сотрудников и фрилансеров. С помощью сервиса можно проверить работодателя, бизнес-партнёра и найти добросовестного сотрудника.

Вместо TikTok

Эксперты сходятся во мнении, что вскоре TikTok полностью восстановит свою работу на территории России. Однако не стоит с преданностью Хатико ждать решения пекинской компании и хранить классный контент в черновиках, ведь для россиян доступны и другие площадки для публикации коротких роликов.

Например:

  • Likee — аналог Tiktok с более молодой аудиторией. Год назад ей пользовались преимущественно дети, сейчас в сетке есть взрослый, экспертный контент.
  • Yappy — отечественный аналог Tiktok, фишка которого в коллаборациях с другими пользователями, их роликами.
  • Nutson — ещё один сервис для создания и просмотра коротких видео. Особенность видеосообщества в том, что пользователь может участвовать в чужих челленджах и запускать собственные.

Приз за подписку. Как переманить аудиторию

Многие блогеры-миллионники, опасаясь потерять аудиторию, в последний день работы Instagram запустили гивы: подпишись на Telegram и получи шанс выиграть автомобиль/миллион рублей и вечную жизнь. Правда, эксперты считают такой способ продвижения сомнительным.

Вадим Забеглов
основатель маркетингового агентства Zamedia

Гивы, конкурсы и прочие механики раздачи призов за действие работают, но только с очень молодой и не совсем платёжеспособной аудиторией (12–18 лет). Фрилансеры (домашние кондитеры, мастера ногтевого сервиса, парикмахеры, визажисты) могут предложить скидку на свои услуги, если пользователь перейдёт на другую площадку.


Анастасия Комарова
основатель маркетингового агентства Cleverra

Использовать гивы, конкурсы, раздачи денег или ценных призов за подписку в новых соцсетях я категорически не рекомендую. Как и в случае с использованием этих инструментов в Instagram, вы привлечёте аудиторию, которая стремится получить бонусы единоразово, но не будет читать вас постоянно. Лучше мотивируйте фолловеров пользой: вашими постами и материалами, которые вы продолжаете выкладывать на новых площадках.


Эксперт рекомендует разместить ссылки на аккаунты в новых соцсетях в шапке профилей в Instagram, Facebook, TikTok и указать, какой бонус получат фолловеры за подписку.

А с помощью парсеров аудитории блогер или предприниматель может скачать данные своих подписчиков (телефоны и email), а после настроить таргет на них в том же VK или MyTarget, а также сделать именную рассылку.

VPN и другие хитрости

Блогеры продолжают публиковать посты в Instagram, используя VPN-сервисы. Но эксперты полагают, что это не поможет лидерам мнений сохранить прежний доход с «запрещённых» соцсетей. В любом случае необходимо наращивать аудиторию на других площадках.

Олег Федущак
операционный директор креативного агентства Invite

Вряд ли блогеры смогут зарабатывать как минимум в том же объёме, потому что вся аудитория рано или поздно уйдёт с этих площадок. Фолловеры устанут пользоваться VPN, а ценообразование и эффективность рекламных кампаний будут меняться, поэтому нет большого смысла надеяться на Instagram и TikTok.


Вадим Дегтярёв
сооснователь агентства WillStar

Я сомневаюсь, что бизнес продолжит использовать Instagram для продвижения. Основной поток, который выделял бюджеты для рекламы, это мировые компании — а многие из них ушли с рынка. Сеть, которая названа экстремистской и работает только с VPN, будет вызывать много опасений у компаний. Предполагаю, что через какое-то время Instagram восстановят. Но ближайшие 3–4 месяца рекламы там не будет. А если будет, то по минимуму, и на всех блогеров её не хватит. Они лишатся дохода и возможности вести блог. И даже российские бренды, которые захотят продвигать свои идеи и товар, не сразу начнут развиваться. Это займёт определённый срок.


Дегтярёв также отметил, что топовые блогеры потеряют 30% от дохода, но в целом смогут сохранить заработки за счёт других интеграций. По словам эксперта, хедлайнеров уже берут на продвижение и «ВКонтакте», Yuppy, и Telegram-каналы.

«На стабилизацию рынка уйдёт 3–4 месяца. За этот срок и компании, и блогеры поймут, как работают новые механизмы продвижения и насколько эффективна реклама», — продолжает эксперт.

Ведение Instagram уместно в том случае, если целевая аудитория компании находится за пределами РФ. По словам Анастасии Комаровой, обойти ограничения можно легальным путём, обратившись в агентства Казахстана и других стран СНГ. Они возьмут на себя работу с таргетингом и выкладку контента.

Ограничение работы Instagram и TikTok — не повод бросать любимое дело. На смену полюбившимся социальным сетям придут новые. Впрочем, большинство экспертов сходятся во мнении, что блокировка Meta — явление временное. Блогерам и бизнесменам остаётся лишь запастись терпением и исследовать другие пространства для творчества и продвижения.

Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com, Unsplash, Unsplash License