12 июня, 16:34
5 мин.

Точка возврата. Как в Москве открыли старые «Макдоналдсы» под российским брендом

Репортаж «Секрета»

12 июня на Пушкинской площади в Москве заработал флагманский ресторан сети «Вкусно и точка» — именно так теперь называется российская версия «Макдоналдса». Чтобы попасть внутрь, первым посетителям пришлось стоять в толпе больше часа, хотя повторения легендарной очереди с открытия на этом же месте первого заведения американской сети в 1990 году так и не случилось. Но и без этого событие получилось громким.

Точка возврата. Как в Москве открыли старые «Макдоналдсы» под российским брендом

Как встречали первых посетителей

Очередь перед входом в ресторан начала собираться примерно за час-полтора до открытия. В основном на открытие пришли молодёжь и семьи с детьми и подростками.

Пока они топтались на одном месте под палящим солнцем, внутри ресторана была суета. Около сотни сотрудников в белых рубашках и чёрных брюках/юбках рассредотачивались по местам — у киосков для заказа, у выдачи, за кассами и т. д. Между ними сновали старшие менеджеры, давали последние наставления.

— Волнуетесь? — спрашиваем одну из сотрудниц.

— Немного. День всё-таки особенный, — отвечает она, оглядывается и добавляет. — Большие ничего сказать не могу, нам нельзя давать интервью.

Другие её коллеги тоже не спешили выдавать внутреннюю кухню. Один из сотрудников рассказал, что штат ресторана «усилен в несколько раз»: на работу попросили выйти персонал из других точек, ещё закрытых. Но каких-то особых приготовлений якобы не было — «в ночь накануне в заведении никто не дежурил».

Сотрудников было так много, что, казалось, не всем даже хватило работы: некоторые просто стояли по сторонам и наблюдали за происходящим.

Первых посетителей задумывали принять красиво: их должен был встретить коридор из улыбающихся и аплодирующих сотрудников. Но перед самым открытием дверей встречающих оттеснила толпа журналистов с камерами. Получилось, что людям просто некуда было войти. Организаторам пришлось даже отложить открытие на 15 минут, чтобы освободить пространство для гостей.

«Для меня было символично прийти сюда одним из первых и почувствовать атмосферу, встретить известных людей, журналистов», — сказал один из первых посетителей Арман.

«Безумная атмосфера. Рад, что я отстоял в очереди и застал её, — добавил другой клиент, представившийся как Фёдор. — Меню особо не изменилось, только названия. Цены чуть поднялись, но некритично».

Среди первопроходцев был как минимум один «ветеран» — Владимир, который в 1990 году отстоял ту легендарную очередь. «Сейчас веселее, — говорил он. — Тогда мы просто стояли и хотели посмотреть, что это такое. А сейчас народ веселится, что привычное вернулось». Для Владимира ресторан на Пушкинской — знаковое место: он водил сюда сначала детей, потом — внуков.

Мало кого из первых посетителей избежала участь давать интервью и обедать под прицелом камер. Некоторые и сами снимали видео на смартфоны и делились впечатлениями. Один мужчина даже пошёл инспектировать туалеты, чем вызвал усмешку у уборщиц.

Что изменилось

Название сети, которое стало известно лишь в день открытия, людям не зашло (как и лого). Но никто по этому поводу сильно не переживает: говорят, что будут по-старому называть эти заведения «Макдаком».

Все посетители, с которыми удалось поговорить «Секрету», утверждали, что не заметили особой разницы во вкусе между блюдами «Макдака» и «Вкусно и точка»: булка, котлеты, куриные крылышки и прочее — всё как и прежде.

«Секрет» попробовал двойной чизбургер и чикенбургер от новоявленной сети. Вердикт: в самом деле почти ничего не изменилось. Даже кофе не стал лучше. Единственное — картошка в русской сети теперь более солёная.

В целом потерь в меню немного — нет «Биг Тейсти», «Макфлурри» и «Биг Мака». Пропали салаты, морковные палочки и яблочные дольки, вместо них появилось яблочное пюре. Вместо «Роял чизбургеров» — «Гранд чизбургеры».

Большие упаковки креветок и наггетсов «сжались» с 20 до 18 штук.

Сильнее прочих сузился раздел «напитки»: из прохладительных — только Coca-Cola Zero (но скоро исчезнет и она, об этом ниже) и два вкуса чая Lipton. В остальном — без изменений.

В новом меню доступны бургеры «Гранд» и «Гранд Де Люкс» с одной котлетой за 169 рублей и 185 рублей соответственно. «Двойной Гранд» с двумя котлетами продаётся за 239 рублей. Доступны также комбо.

Напитки и картошка подаются в белой упаковке — логотип и название на них нанести ещё не успели.

На соусах фломастером закрашен значок «Макдоналдса» — его использовать собственникам «Вкусно и точка» больше нельзя.

Что говорит руководство

До открытия ресторана на пресс-конференции выступили владелец сети Александр Говор и гендиректор Олег Пароев. На вопросы журналистов они отвечали в основном уклончиво, то и дело переводя ответы к тезисам о том, как им важно «держать высокую планку» и сохранить «высокое качество продукта и обслуживания».

Например, на вопрос о том, будут ли они открывать точки в Крыму, они, по сути, не ответили («Сначала надо открыть простаивающие заведения, дальше будем смотреть»).

На вопрос «Секрета» о том, какую господдержку, в первую очередь финансовую, получила компания, топ-менеджеры сказали, что как системообразующее предприятие они имеют право на субсидии. Но конкретные суммы не назвали.

Правда, Говор отметил, что как промышленник (в прошлом он угольщик, а теперь занимается нефтепереработкой в Кемеровской области) никогда не получал такой поддержки от чиновников по согласованиям, выдаче разрешений, лицензий и по прохождению прочих процедур.

Вот ключевые тезисы их выступления:

  • 12 июня открылось 15 точек, на следующий день запустят ещё 50. До конца июня в России заработает около 200 обновлённых заведений.
  • Интерьеры заведений останутся старыми, только без прежних логотипов.
  • Цены в обновлённых ресторанах изменились. Пароев сказал, что, когда «Макдоналдс» объявил о приостановке работы в России, конкуренты повысили цены. «Мы подняли скромнее», — заметил он.
  • Алкогольной продукции во «Вкусно и точка» не будет. Сеть намерена остаться семейным рестораном.
  • Компания проводит тендер для поставщиков прохладительных напитков. Запасы Coca-Cola заканчиваются, в России её производить не будут, поэтому поставщик сменится.
  • Сеть намерена сохранить формат «МакКафе».
  • Доставку запустят «в течение ближайших дней или недель».
  • У «Биг Мака» и «Макфлурри» со временем появятся альтернативы.
  • Открыв все 850 бывших «Макдоналдсов», Говор собирается запускать новые заведения. В течение ближайших 5–6 лет предприниматель планирует увеличить количество ресторанов до 1000.

«Макдоналдс» имеет право в течение 15 лет выкупить все рестораны обратно. Александр Говор считает маловероятным, что американская компания воспользуется этой возможностью. Но если это произойдёт, он будет настаивать на том, чтобы у него осталась мастер-франшиза, сказал собственник «Вкусно и точка».

Позже Говор сказал, что планирует инвестировать в проект около 7 млрд рублей. Сумму сделки с «Макдоналдсом» он продолжает держать в секрете.

Коллаж: «Секрет фирмы», unsplash.com, freepik.com

Новости партнеров