Опубликовано 02 апреля 2025, 09:04
2 мин.

Магазин добавил платный пакет к заказу без спроса. Как его наказать — объяснила юриста

Юрист Гуськова: за платные пакеты с магазина можно требовать деньги обратно. Доставка из магазина с каждым днём становится всё популярнее из-за удобства и экономии времени. За неё часто приходится переплачивать, но обычно покупатель видит, сколько с него спишут за услуги, и морально готов к этому. К чему нельзя подготовиться — так это к внезапно платному пакету. Как за такой сюрприз можно наказать магазин — рассказала юрист.

Магазин добавил платный пакет к заказу без спроса. Как его наказать — объяснила юриста

© Создано при помощи нейросети recraft.ai

Платный пакет — это законно?

Как «Секрету» рассказала юрист по гражданско-правовым отношениям Илона Гуськова, в платном пакете нет никаких проблем, если о его стоимости покупателя предупредили на берегу.

«Самовольное включение магазинами платных пакетов в стоимость доставки является незаконным. Если потребитель не был предупреждён заранее о платной упаковке и не дал своё согласие оплатить её, то данное действие выходит за рамки закона».

По закону о защите прав потребителей магазин обязан предоставить достоверную информацию о стоимости товара и дополнительных услугах до её оплаты. В дополнительные услуги входит и упаковка.

Если платная упаковка включена автоматически без согласия покупателя, то это считается навязанной услугой, которые запрещены пунктом 2 статьи 16.1 Закон РФ «О защите прав потребителей».

Илона Гуськова
юрист

«Продавец должен чётко указать, что упаковка платная, дать возможность отказаться от неё, выбрать бесплатный вариант или заплатить. Важно понимать, что потребитель должен самостоятельно принять решение, что исключает возможность навязанной услуги».


Что делать, если навязали платный пакет

Если магазин незаконно включил платную услугу, то юрист Гуськова предложила два способа решения проблемы:

  1. Написать претензию магазину (через личный кабинет или почтой с уведомлением) и потребовать вернуть деньги за платную упаковку.
  2. Пожаловаться в Роспотребнадзор (через онлайн-приёмную). Ведомство проведёт проверку и выпишет штраф.

«При нарушении прав каждый гражданин может подать иск в суд по статье 17 Закон РФ "О защите прав потребителей", требуя возврата денег плюс компенсации морального вреда. Но обычно сумма упаковки оказывается настолько невысокой, что обращение в суд обойдётся потребителю гораздо дороже с учётом затрат на юридические услуги».

Эксперт посоветовала внимательнее относиться к услугам, которые предлагает магазин, и если среди них есть незаконные, то стоит жаловаться либо в сам магазин, либо в контролирующие органы.

Илона Гуськова
юрист

«Это принципиальная позиция. Если люди будут следить за соблюдением установленных законом правил, то магазины и компании начнут бояться навязывать гражданам платные услуги».


За нарушение прав потребителей магазин может понести наказание. А вот какое — подробнее можно узнать здесь.