Мам, я хочу поджигать себя на камеру. Как стать каскадёром и сколько они зарабатывают
Если вас попросят поджечь себе руку на камеру? А если прыгнуть с крыши на крышу? Для каскадёров это обычная работа. «Секрет фирмы» пообщался с исполнителями сложных и опасных трюков и подготовил краткий гайд по профессии каскадёра — выматывающей, требующей самодисциплины, но очень интересной.
-
Профессия: .
-
Города: Москва, Санкт-Петербург и другие города, в которых есть киностудии.
-
Заработок: от 1000 рублей в час.
-
Рабочий график: ненормированный.
-
Особенности работы: вас будут бить, сбивать на машинах, бросать с балконов и поджигать.
-
Занятость: проектная; зачастую самозанятость и/или ИП.
Как мы считаем? Сложность работы оценивается по пяти пунктам. За каждый из критериев мы ставим от нуля до двух баллов:
- сложность обучения — 2;
- конкуренция на рынке труда — 2 (1 для женщин);
- возможность карьерного роста — 1;
- условия работы — 1 ;
- зарплата — 2.
С чего начать?
Обучение и подготовка
Для того чтобы стать каскадёром, не нужно специальное образование. В России есть центры подготовки каскадёров, где за несколько месяцев можно обучиться профессии.
Обычно тренировки проводятся три раза в неделю. Будущих каскадёров научат:
- сценическому бою;
- падениям с высоты, от удара, в подушку и коробку;
- фехтованию;
- верховой езде;
- взаимодействию с камерой и проч.
Если у человека есть спортивная подготовка, то программу можно закончить быстрее. Обычно так получается у бывших боксёров, борцов и легкоатлетов — ведь для работы каскадёром нужно владеть своим телом, быстро реагировать и правильно падать.
Стать каскадёром можно и без подготовки в центре. Человек с активной жизнью и множеством навыков может прийти в киностудию или откликнуться на объявление о поиске массовки в соцсетях.
Каскадёром я решил стать в сорок лет. Просто приехал на киностудию в Геленджик, нашёл главного по каскадёрам и рассказал, что я умею. Через неделю мне позвонили и пригласили на съёмки — для сериала «Воронины» нужно было выпрыгнуть с яхты и прокатиться в зорбе (прозрачный шар, внутри которого помещается человек. — Прим. «Секрета»).
Я не занимался в тренировочном центре для каскадёров, потому что и так многое умею. Я мастер спорта по боксу, занимался самбо, дзюдо и восточными единоборствами. Есть навыки рукопашного боя и верховой езды. Также я вожу машину, катаюсь на сигвее, роликах, мотоциклах, водных лыжах, вейкборде. Есть права на грузовик и на управление водными видами транспорта.
Первые клиенты
Начинать можно с объявлений из групп в социальных сетях и приглашений от центра подготовки, если вы занимаетесь там. Часто тренеры в центрах — действующие постановщики трюков в кино. Лучшим ученикам они могут предложить поучаствовать в съёмках.
В соцсетях есть чаты, где киношники ищут массовку. Там проскальзывают объявления о поиске экшн-массовки. Сюда берут людей, которым нужно двигаться в кадре. Вы можете показать свои способности на таких съёмках, и вас заметят.
Другой способ — кастинги. В киноиндустрии актёры и каскадёры ходят по кастингам, чтобы получать предложения.
Также, по словам участников рынка, работу часто предлагают знакомые кастинг-директоры. Если вы зарекомендовали себя как надёжного исполнителя, то они пригласят вас на следующие проекты.
Как устроена работа?
Каскадёры работают по ненормированному графику. Обычно профи входит в команду постановщика трюков (или нескольких) и получает заказы от своего руководителя. Дублёр никогда не знает заранее, сколько заказов будет в этом месяце. Исключение — длительная экспедиция (командировка) для съёмок в каком-то проекте. Но такие истории скорее редкость, чем правило.
Если каскадёр соглашается на предложение об участии в каком-либо проекте, то в назначенный день приезжает на площадку и выполняет трюк. Если кинокомпания выделила деньги на репетиции трюка, то человек за несколько дней приезжает на площадку и тренируется. Но, по словам опрошенных «Секретом» работников сферы, так происходит нечасто, и дублёры либо не репетируют заранее, либо тренируют трюк самостоятельно.
Обычно каскадёр приезжает на съёмочную площадку для выполнения трюка и уезжает после. Он может провести на площадке как пару часов, так и весь день. Но в свободное от работы время каскадёры не отдыхают. Чтобы поддерживать себя в форме, нужно постоянно тренироваться. Профи должен регулярно заниматься в зале и может посещать групповые тренировки, которые организуют коллеги.
Когда кто-то из каскадёров хочет отработать трюк — он закидывает идею в общий чат. Дальше желающие уже сами организовывают тренировку. Например, недавно мы собрались с коллегами и прыгали с десантной вышки, высота которой 20 метров. Можно также тренироваться в кикбоксинге и карате, отрабатывать различные сцены и ничего не выдумывать. Когда есть связки, то их удобно комбинировать.
Сколько можно заработать?
Каскадёры работают неофициально, и обычно люди этой профессии оформляются как ИП и/или самозанятые. У дублёров нет помесячной зарплаты — они получает оплату за каждый съёмочный день.
Съёмочный день длится 12 часов, но если актёр проведёт на площадке меньше времени, то сумма не изменится. В случае переработки будет доплата за каждый час. Ставка зависит от сложности трюка и не зависит от опытности каскадёра.
Например, идти, споткнуться и упасть — это самое простое задание. За него платят базовую ставку. Если на площадке нужно прыгнуть с 15-метровой высоты или поджечь себя, то и сумма оплаты растёт.
Базовая ставка для столицы начинается от 12 000 рублей. В регионах с киностудиями цены не сильно отличаются, но здесь каскадёрам чаще платят по времени — от 1000 рублей за один час.
За то, что каскадёра собьёт машина, ему заплатят около 25 000 в зависимости от сложности трюка. Если машина сбила человека и остановилась — это дешевле, но если после аварии она проехала ещё несколько метров, а каскадер перелетел через капот, — дороже.
Трюк с огнём также оплачивается по-разному — в зависимости от площади возгорания. Если в кадре должны гореть руки по локоть (10% тела), то цена ниже, чем за возгорание туловища (50% тела) или всего тела полностью.
Карьерный рост
Особенно ценятся среди каскадёров те, кто может выполнять любые виды трюков. В профессии есть разделение на отрасли:
- сценическое движение (драки и горение)
- автотрюки
- высотное падение
- конные трюки
- работа с оружием
- риггинг (трюки на высоте с подвешиванием людей)
Часто каскадёр владеет сразу несколькими из этих навыков, но не полным набором. Чтобы быть востребованными и зарабатывать больше, люди прокачивают скиллы. Например, если дублёр умеет кататься на горных лыжах, то ему стоит овладеть и сноубордом. Вдруг один из его героев будет сноубордистом?
Также ценятся каскадёры, которые умеют водить мотоцикл и автомобиль с механической коробкой передач. Больше заказов могут получать те, кто владеет навыком езды верхом и фехтования.
В общем, чем больше умеет человек и чем активнее его жизнь — тем больше шансов на успех.
Карьерная лестница в профессии небольшая — вырасти из каскадёра можно в ассистента постановщика трюков, а затем и в постановщика трюков. Это человек, который напрямую работает с кинокомпанией, ставит трюки и приглашает свою команду для съёмок. Постановщик трюков — это всегда опытный каскадёр, который давно находится в профессии. Также можно открыть свой центр подготовки каскадёров.
Можно сменить профессию в киноиндустрии и переквалифицироваться в актёры или вырасти до режиссёра. За время работы дублёры знакомятся со всей внутренней кухней кинопроизводства и обзаводятся связями.
Дальше всё зависит только от конкретного человека.
Клиенты
Каскадёры работают с постановщиком трюков, съёмочной группой и актёрами, которых подменяют. Это — работа в коллективе. Люди могут быть разные: с кем-то каскадёры срабатываются, с кем-то не находят общий язык. И одно из ключевых качеств для успешной работы — ответственность и коммуникативность.
По словам каскадёров, постановщики трюков перед тем, как взять в команду нового человека, спрашивают рекомендации о нём у других людей из отрасли. Так как на постановщике трюков лежит ответственность за свою команду, он не может взять непроверенного человека.
Перспективы профессии
В России не много актёров, которые способны выполнять трюки без помощи каскадёров. Даже если герою нужно просто споткнуться и упасть, скорее всего, для падения вызовут дублёра. Это связано с большими издержками на остановку съёмочного процесса в случае травмирования актёров.
В России почти нет экшн-актёров. Это люди, которые могут играть в кадре и одновременно выполнять каскадёрскую работу. В нашей стране актёров берегут. Им не позволяют выполнять даже простые трюки самим. Поэтому всегда нужен каскадёр для какого-то опасного действия.
В связи со сложностями с оплатой зарубежных фильмов российскими компаниями в стране может вырасти интерес к съёмке отечественных фильмов. Если съёмок станет больше, то и работы тоже. По словам опрошенных «Секретом» представителей индустрии, в последний год и так сьёмок стало больше, в том числе фильмов на военную тематику. Для таких работ особенно требуются каскадёры— они играют массовку в сценах сражений, заменяют героев в кадрах подрывах на мине и обстрелов.
Также в разговоре с «Секретом» каскадёры поделились мнением, что девушки в этой профессии довольно востребованы. В 90-е годы в российском кинематографе практически не было каскадёрш и актрис дублировали мужчины. Сейчас в индустрии становится больше девушек, но, по словам представителей сферы, этого недостаточно. Все каскадёрши нарасхват.
Минусы работы
Вы понимаете, что каскадёр — опасная профессия. Здесь высокий риск получить травму и даже погибнуть. Например, в 2018 году на съёмках фильма «Ильинский рубеж» каскадёра Олега Шилкина раздавило танком насмерть. Трагически погибла и Джои Харрис — каскадёрша на съёмках «Дедпул 2» выполняла трюк на мотоцикле, не справилась с управлением и разбилась.
Но все опрошенные «Секретом» дублёры совсем не говорили об опасности, как о недостатке своей профессии. Главными минусами они назвали нестабильность, переработки и малоизвестность.
Каскадёры не могут спланировать график работы на месяц вперёд — часто заказы появляются за несколько дней. Переработки появляются из-за того, что на съёмочный процесс может потребоваться больше дублей, или из-за сбоя в работе команды.
Малоизвестность — это то, к чему должны быть готовы все каскадёры. На экране никогда не показывают дублёров, а если подмена становится видна — это киноляп.
И ещё один минус — это ранняя «пенсия». Работать придётся до тех пор, пока позволяет здоровье и физическая форма. Если актёр может играть роль и в 80 лет, то каскадёр в таком возрасте, скорее всего, уже не сможет выполнить трюк или риск травмы будет намного выше.
Истории с работы
Бывает, что актёр хочет выполнить трюк сам и отказывается от каскадёра. Расскажу про один такой случай — по сюжету герой должен выпрыгнуть со второго этажа. Актёр решает сделать это сам. Ему готовят подушку для приземления под окном, проговаривают все правила безопасности и дают команду «мотор». И… актёр всё путает и вылетает из другого окна. Хорошо, что он ничего не повредил.
Выполняли мы с ребятами автотрюк. Нужно было проехаться на машинах, а на съёмочную площадку транспорт подгоняли сами хозяева автомобилей. Произошло изменение, и нужно было перегнать машины в другое место. Двое каскадёров отогнали автомобили в другое место, а хозяин третьего авто не доверил свою машину, решил сам доехать за рулем и врезался. Смеялись долго.
На одной из съёмок гримёр подбегает к нам и просит, чтобы мы быстрее помогли с подготовкой актера к съёмке. Нужно было облить его кровью и наставить синяков. Мы скорей давай заливать парня — кровища, ссадины, всё супер. Потом к нам подходит режиссёр и говорит, что мы перепутали актёра. Пришлось мыть этого и заливать кровью другого. Такие нелепые ситуации иногда бывают на площадке.
Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com, Unsplash/Alka Jha, Greg Rosenke