Опубликовано 22 ноября 2023, 04:10

Что влияет на эффект от антибиотиков? Новое открытие учёных

Nature Microbiology: нехватка витаминов провоцирует устойчивость к антибиотикам. Врачи регулярно твердят о негативных последствиях самолечения. Одно из них — устойчивость к антибиотикам. Она опасна тем, что некогда эффективный препарат может перестать работать, а на создание нового уходят годы. Теперь учёные выяснили ещё одну причину, почему пропадает эффект от антибиотиков.

Исследователи из Университета Британской Колумбии провели опыты на мышах. Они разделили грызунов на две группы. Одна получала обычный рацион. Другую специально ограничивали в важных микроэлементах: цинке, железе, фолиевой кислоте, а также витаминах А и В12.

У мышек, которым с детства не хватало витаминов и микроэлементов, микробиом кишечника отличался от первой группы подопытных. У них в организме было больше бактерий и грибков, на которые не действовали антибиотики. И это никак не связано с резистентностью, потому что подопытным грызунам никогда не давали такие препараты.

Также нехватка питательных элементов была связана с повышенной встречаемостью отдельных генов и набором генов, связанных с устойчивостью к антибиотикам, узнали исследователи.

Они считают, что это эффект от стресса, который обрушивается на микробиом из-за нехватки витаминов. Этот эксперимент помогает понять, почему антибиотики могут не работать даже в бедных странах, где выбор таких препаратов очень ограничен.

Кстати, микробиом кишечника называют вторым мозгом человека. Вот почему важно поддерживать его баланс. Почитайте, как можно это сделать.