06 июня 2017 года в 15:54

Паны дерутся: Как украинский бизнес живёт без интернет-сервисов и софта из России

Плюсы и минусы изгнания «Яндекса», Mail.ru и «1С»

Паны дерутся: Как украинский бизнес живёт без интернет-сервисов и софта из России

16 мая Украина внезапно ввела санкции в отношении российских интернет-компаний. Блокировке подлежат, например, «Яндекс» и все его сервисы, Mail.Ru и принадлежащие ей социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники». Также под санкции попали разработчики софта для бизнеса: ABBYY, «1С» и другие. «Секрет» попросил украинского журналиста и предпринимателя Тимура Ворону рассказать, как украинский бизнес обходится без привычных сервисов.

Чего лишились украинцы

«Надо же, в "Яндексе" обыски, а "Яндекс.Такси" работает», — удивлялись мы с женой, прилетев в Борисполь. Наш разговор прервал звонок таксиста: «У вас без сдачи? А то у "Яндекса" заблокированы счета, поэтому мы принимаем только наличные». По пути в город водитель белого Chevrolet Lacetti рассказал, что российский сервис перестал брать комиссию и разрешил таксопаркам выставлять тарифы по своему усмотрению. Пользоваться приложением теперь можно бесплатно. По разным оценкам, «Яндекс» потерял на блокировке счетов от 0,76 млрд до 2,28 млрд рублей. А чего лишились украинцы?

Проснувшись утром 16 мая, тысячи украинских предпринимателей и маркетологов обнаружили, что больше не могут легально размещать рекламу на российских площадках. Многие тут же начали искать способы обойти блокировки.

Чтобы были понятны масштабы: к началу блокировок суммарная аудитория российских сайтов в Украине достигала 25 млн человек — больше половины населения страны. В пятёрке самых популярных ресурсов было сразу три российских: «ВКонтакте», «Яндекс» и Mail.Ru. Во «ВКонтакте» ежедневно заходили 18 млн украинцев, «Яндекс» обрабатывал 20–25 млн поисковых запросов. По данным LiveInternet, за две недели Рунет потерял 70% украинской аудитории.

«Всего за один день наше приложение скачали 120 000 украинцев», — рассказал «Секрету» основатель самого популярного в мире сервиса для обхода интернет-цензуры AnchorFree Дэвид Городянский. По словам основателя аналогичного украинского проекта VPN Unlimited Василия Иванова, за пару недель украинская аудитория его сервиса выросла в тысячу раз.

В пятёрке самых популярных ресурсов было сразу три российских: «ВКонтакте», «Яндекс» и Mail.Ru

До 16 мая в Рунете каждый день в среднем можно было наблюдать немногим менее 4 млн пользователей из Германии, США и Нидерландов. За неделю их стало в четыре раза больше. На самом деле это, конечно, никакие не европейцы и американцы, а украинцы, вооружённые анонимайзерами, которые присваивают их гаджетам IP-адреса других стран.

Что происходит в компаниях, попавших под санкции

Две недели назад украинский интернет обошло видео, снятое Службой безопасности Украины (СБУ) в украинском офисе «Яндекса»: технический работник в майке с логотипом Берлина отвечает на вопросы оперативника.

— Правда, что сервера «Яндекса» находятся в России? Администрируются тоже в Москве? И там же хранятся данные об украинских пользователях? Правда, что разработка программных продуктов, поисковая система, анализ трафика, анализ поисковых запросов — всё делается из России? — спрашивает мужчина в форме.

— Так и есть, — обречённо кивает головой парень.

После обысков в офисах «Яндекса» в рамках дела, заведённого по статье «Государственная измена», рядовые сотрудники и управленцы IT-компаний осторожно ведут себя при общении с прессой и часто соглашаются говорить только анонимно. Им есть чего опасаться. Вслед за «Яндексом» СБУ обыскала офис крупного украинского провайдера Wnet. Его подозревают в незаконной маршрутизации трафика в Крыму и сотрудничестве с ФСБ. Но игроки рынка реальными причинами называют отказ Wnet заблокировать российские ресурсы без дополнительных технических разъяснений от властей и личный конфликт руководителя компании с генералом СБУ.

16 мая тысячи украинских предпринимателей и маркетологов обнаружили, что больше не могут легально размещать рекламу на российских площадках

Несколько компаний, попавших под санкции, уже объявили о закрытии украинских дочек: «Яндекс», «Одноклассники» и Mail.Ru предложили сотрудникам переехать в Россию или офисы в других странах за счёт компании. Соглашаются немногие. «Здесь дети, родители, незакрытая ипотека», — объясняет «Секрету» сотрудник филиала одной из этих компаний.

Пока непонятно, что будет с украинским бизнесом компании «1С», продуктами которой пользуются 300 000 украинских предпринимателей. В санкционный список попала не только российская компания, но и несколько её крупнейших украинских дистрибьюторов. Теперь они не могут продавать новые лицензии.

«Мы не понимаем причин, почему нас включили в список санкций, направили письма в СНБО и СБУ и надеемся, что решение будет изменено или отменено, — говорил 16 мая директор одного из дистрибьюторов, компании "Скайлайн Софтвер", Вадим Мазур. — Пока мы продолжим поддерживать наших клиентов и предоставлять им обновления, найдём пути для этого».

Юристы говорят, что запрет можно обойти. «Очевидное решение — создание новой российской или европейской компании, которой будут переданы права на продукт; дальше она сможет спокойно лицензировать украинских франчайзи», — объясняет партнёр юридической фирмы Axon Partners Дмитрий Гадомский. Понятно, что эта схема будет работать только с молчаливого согласия властей.

Страхи

С блокировкой «ВКонтакте», «Яндекса», Mail.Ru и «Одноклассников» бизнес 45-летней киевлянки Марии оказался на грани банкротства. Целевая аудитория её интернет-магазина товаров для рукоделия — женщины 40–50 лет. Почти все клиенты приходили на сайт с объявлений в «Одноклассниках» и «Яндекс.Директе». Когда они стали недоступны, Мария потеряла 80% заказов. Сейчас она настраивает таргетированную рекламу в Facebook и Google AdWords, но пока предпринимательнице удалось восстановить только 15% прежнего объёма — пользователи не спешат переходить на новые площадки.

В штате основателя стартапа Taplend Виктора Игнатюка 40 человек. Все они пользовались «Яндекс.Почтой». Аналогичный сервис Google стоит $5 в месяц на человека и стартапу такие расходы не по карману. После введения санкций компания попыталась перейти на VPN, но большинство сотрудников работают из разных городов и с разного набора устройств. Переход спровоцировал хаос. В итоге Игнатюк перенёс корпоративные аккаунты в Yahoo!: «Не очень хорошие люди украли у меня $500 в год».

Санкции больно ударили по бизнесу украинских рекламных агентств, через которые проходили десятки миллионов размещений. Они лишились популярных инструментов для размещения рекламы и аналитики: «Яндекс.Метрики», «Яндекс.Директа», «Медиатора» и других. Некоторые компании теперь на грани закрытия. «Наши контракты с Mail.Ru Group и "Яндексом" заморожены — по остальным вопросам пока без комментариев», — говорит руководитель сейлз-хауса T-Sell Александр Тисменецкий.

«Инвестиции в создание и раскрутку страничек клиентов во "ВКонтакте" выброшены на свалку. Аудитория, которая собиралась годами, сократилась в разы», — сокрушается исполнительный директор рекламного агентства Marketing Bar Алексей Яновский.

Пока непонятно, что будет с украинским бизнесом компании «1С», продуктами которой пользуются 300 000 украинских предпринимателей

Те же проблемы у интернет-магазинов. «Убытки измеряются семизначными цифрами в гривневом эквиваленте, — сетует топ-менеджер крупного украинского интернет-магазина, попросивший не упоминать его имя в тексте. — До 50% покупателей — подписчики с почтой на Mail.Ru или "Яндексе". Мы потеряли 30–50% трафика из рассылок».

«Небольшим компаниям, которые были ориентированы на продажи через "ВКонтакте", необходимо полностью пересмотреть бизнес-модель: конкуренция, например, в Facebook существенно выше, и тем, кто добился результатов во "ВКонтакте", будет сложно там преуспеть», — заключает генеральный директор группы компаний Advanter Group Андрей Длигач.

Лишь некоторые собеседники «Секрета» признаются, что продолжат размещать рекламу во «ВКонтакте», «Яндексе» и «Одноклассниках», но в графе «Место жительства» будут указывать, например, Молдавию, а оплачивать услуги начнут в долларах.

Меньше всего пострадали таксисты. Сервис «Яндекс.Такси» вышел на рынок только недавно. Его водители переходят работать к конкурентам — Uber и Uklon. Недостатка в предложениях нет. Единственное, на что они жалуются, — внезапно возникшие долги перед таксопарками из-за блокировки счетов и потерю хороших условий работы.

Надежды

Андрей Длигач из Advanter Group предсказывает, что изгнание «ВКонтакте» и «Одноклассников» приведёт к повышению стоимости контактов на 15–20% в 2018 году. «Потери для экономики страны несущественны, но они велики для конкретных бизнесов, — рассуждает предприниматель. — Введение запретов, как и любые изменения правил игры, не должно происходить внезапно — бизнесу нужно давать время на подготовку».

И всё же почти все предприниматели, опрошенные «Секретом», заканчивали интервью каким-нибудь оптимистичным заявлением. «За счёт перераспределения бюджетов на другие каналы мы планируем выйти на прежние показатели через два-три месяца», — надеется Александр Колб, руководитель агентства интернет-маркетинга Promodo, крупнейшего партнёра «Яндекса» на Украине. По мнению Колба, рекламные бюджеты вскоре перетекут в Google и Facebook. «Легально платить "Яндексу" больше нельзя, нелегально — пахнет госизменой, значит, будем искать альтернативные площадки», — говорит он.

Самый бодрый настрой, конечно, у тех, кто отказался от использования российских сервисов и софта по личной инициативе

Российский «Медиатор» можно сменить на onthe.io. Disqus.com — альтернатива системе авторизации и комментирования через «ВКонтакте», бесплатная CRM-система Zoho заменит «Яндекс.Почту». За последние две недели в украинском сегменте Facebook зарегистрировались 1,5 млн новых пользователей.

«По поводу "Одноклассников" и сервисов Mail.Ru сказать особо нечего — появился повод с чистой совестью почистить их кнопки и виджеты», — говорит руководитель отдела разработки Magnet Media Holding Николай Половинкин. «Сосредоточим усилия на площадках, где сидит наша целевая аудитория — Facebook, Instagram, Telegram, LinkedIn и Twitter, а "Яндекс.Метрику" заменим Google Analytics», — делится планами представительница тренингового центра компании Softengi Юлия Волошина.

Самый бодрый настрой, конечно, демонстрируют те, кто отказался от использования российских сервисов и софта по личной инициативе. «Это было эмоциональное решение, мой ответ на медийную пропаганду и враньё российских СМИ: я лично вычёркивал из медиапланов тех, кто занимался российской пропагандой в Украине», — рассказывает основатель PR-агентства Green PR Артём Зелёный. Как и другие предприниматели, объявившие бойкот российской IT-индустрии, он утверждает, что избежал спада продаж, так как «клиенты отнеслись с пониманием». Впрочем, раскрывать цифры они отказываются.

При участии Виктора Фещенко

Фотография на обложке: Архип Верещагин / ТАСС

Обсудить ()