Новый план Илона Маска: Как Tesla выберется из тупика, в который её завёл прогресс
Будущее идеального электрокара в мире, где никто не покупает машиныУ предпринимателя Илона Маска много недостатков, но отсутствие чёткого плана к ним точно не относится. Больше десяти лет назад, 2 августа 2006 года, он опубликовал первый мастер-план Tesla Motors. И в нём было слово в слово написано практически всё, что мы видим сейчас реализованным или почти реализованным.
У предпринимателя Илона Маска много недостатков, но отсутствие чёткого плана к ним точно не относится. Больше десяти лет назад, 2 августа 2006 года, он опубликовал первый мастер-план Tesla Motors. И в нём было слово в слово написано практически всё, что мы видим сейчас реализованным или почти реализованным.
Вот, собственно, тот план, пункт за пунктом.
-
Создать спортивный автомобиль.
-
На вырученные деньги построить более доступный автомобиль.
-
Использовать выручку от его продаж, чтобы сделать ещё более доступный автомобиль.
-
Обеспечить потребителям возможность самостоятельно генерировать электроэнергию, не производя парниковых газов.
-
Никому об этом не рассказывать.
Формально компания Маска этот план выполняет. Первый пункт был реализован в 2008 году, второй — в 2012-м, третий будет выполнен совсем скоро. Продажи уже почти что массовой Model 3 начнутся в следующем году.
В июне этого года в Неваде открылась «Гигафабрика», которая к 2018 году начнёт производить больше батареек ёмкостью 35 ГВт•ч, чем делали во всём мире три года назад. Буквально через неделю SolarCity, в которой Маск — главный акционер, представит технические решения для генерации солнечной энергии в домашних условиях. «Это не батарейка на крыше, это крыша», — говорит Маск. Удивительная умная крыша под лучами калифорнийского солнца сможет производить даже больше электроэнергии, чем нужно для зарядки автомобиля, если ездить на нём не очень много. Излишки будут запасаться в огромной батарейке — она называется PowerWall — и расходоваться на жизнь. Похоже, и четвёртый пункт первоначального плана близок к завершению. Ну а пятый, разумеется, никто выполнять и не собирался.
Довольно убедительный прогресс за десять лет, и есть чем гордиться. Но дьявол — в деталях.
Когда Tesla станет доступным автомобилем
План, составленный десять лет назад, предполагал, что Tesla будет развивать следующие модели за счёт выручки от продажи старых. Однако компания зарабатывает слишком мало. В прошлом году она зафиксировала убытки в размере $900 млн, и этот год тоже не будет прибыльным.
В первом квартале 2016 года Tesla продала по всему миру меньше 15 000 машин. «Массовый автомобиль», появление которого ожидается в конце следующего года, должен быть более популярным — сразу после презентации компания получила больше 373 000 предзаказов. Для сравнения, примерно столько в США за год составляют продажи Toyota Camry, самого популярного автомобиля на этом рынке.
Цена третьей модели Tesla должна составить $35 000 (та же Toyota Camry стоит $20 000) без учёта налоговых вычетов и субсидий, которые США и европейские страны предоставляют покупателям электрокаров. В Америке, например, это устроено так. Покупатели электрических автомобилей имеют право сэкономить $7500 на федеральных налогах и ещё сколько-то — на налогах штата (в Калифорнии — $2500). В итоге финальная стоимость Tesla Model 3 для покупателя из Сан-Франциско будет ниже официального ценника ровно на $10 000.
© © Bloomberg / Getty Images
Но есть тонкость: многие субсидии будут отменены после того, как компания перешагнёт порог в 200 000 проданных в США машин. Это случится где-то в 2018 году — как раз в тот момент, когда начнётся нормальное производство третьей модели (компания обещает запуск в середине 2017-го, но, скорее всего, опоздает на несколько месяцев, как это случается каждый раз).
Чем важна эта математика? Во-первых, автомобили Маска подорожают, а не подешевеют после того, как начнётся их по-настоящему массовое производство. Во-вторых, и это очень важно, даже нынешний успех Tesla не мог бы состояться без внушительных субсидий государства, которое не только софинансировало покупку самих автомобилей, но и предоставляло компании другие льготы (в общей сложности больше $1 млрд).
Про эффективность Маска ходят легенды. Если верить биографии предпринимателя, в рамках своего миллиардного космического бизнеса он лично санкционирует покупки больше $10 000. Стратегическая мелочность генерального директора позволяет компании запускать грузы в космос в разы дешевле, чем это делали традиционные игроки (SpaceX первой преодолела психологически важный барьер в $1000 за фунт полезной нагрузки).
Но получается, что даже чемпион по сокращению издержек, которого много лет дотирует и правительство (самыми разными способами), и инвесторы (несущие убытки), всё равно не может поставить на рынок электромобиль массового ценового сегмента. А стоимость бензина в США в 2016 году на 20% ниже, чем была десять лет назад, когда Маск составлял свой мастер-план.
Город солнца
Десять лет назад ставка на электричество казалась логичной и естественной: нефть дорожала, финансовый кризис был ещё впереди, все готовы были думать о будущем планеты. Казалось, нет ничего более важного, чем избавить мир от углеводородов.
SolarCity появилась на свет в том самом 2006 году — её основали двоюродные братья Илона Маска. Предприятие быстро стало главным установщиком солнечных панелей в Америке, а в прошлом году выпустило и знаменитые настенные батарейки, которые обещают домовладельцам энергетическую автаркию. SolarCity — очевидный лидер рынка. Но есть одна проблема — постоянные убытки.
Инвесторы продолжают верить в бесконечную энергию и визионерство Маска, но уже не слишком верят в фотоэлектрическую утопию. Прошлый выпуск облигаций Solar City на сумму $195 млн выкупила родственная компания SpaceX, а на нынешний, несмотря на привлекательную ставку, вообще не нашлось покупателей. В результате этим летом Маск решил уговорить акционеров Tesla купить SolarCity — акционеры будут принимать решение в конце ноября. Рынок очень надеется, что решение окажется отрицательным — акции Tesla Motors упали на 10%, когда стало известно об оферте.
Инвесторов отпугивает не столько потенциальный конфликт интересов, сколько банальные финансовые соображения. Обе компании убыточны, и их объединение только ухудшит положение. Маск со свойственным ему оптимизмом говорит на это, что синергия двух родственных предприятий поднимут стоимость объединённого бизнеса до триллиона долларов. Инвесторы готовы почти бесконечно верить в Илона Маска и его предпринимательский гений, но главная идея старого мастер-плана устарела и потому уже не способна никого убедить.
Автономия пятого уровня
В конце июля Илон Маск представил новую программу действий. Мастер-план №2 только наполовину состоит из пунктов, имеющих непосредственное отношение к энергетике: расширить линейку моделей Tesla во все основные сегменты (включая грузовые) и разработать умопомрачительную фотоэлектрическую крышу (её, видимо, представят 28 октября). Ещё два пункта отражают перемены на рынке, которые не закладывались в изначальный план: разработать автопилот, который будет в десять раз безопаснее ручного управления, и создать механизм совместного использования автомобилей.
План начал осуществляться стремительно: через три месяца после его публикации было объявлено, что отныне все машины Tesla будут обладать «автономией пятого уровня», то есть полноценным автопилотом. Опыт разных производителей, наездивших по городам и весям много миллиардов километров почти без аварий, показывает, что автопилот в десять раз безопаснее человеческих водителей уже сейчас, так что один пункт из четырёх можно считать выполненным.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/05/21/09/6474393/d10786c11fe73095c80a31e97449edbf9fa0468d.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/05/21/09/6474393/d10786c11fe73095c80a31e97449edbf9fa0468d.jpg)
© © Tesla
Пока Tesla Motors изобретала электрический автомобиль, новаторский во всех отношениях, человечество перепридумало автомобиль как идею. Десять лет назад самый амбициозный предприниматель на Земле, человек с комплексом демиурга, не мог предположить, что автопилот станет базовой технологией, которую будут поддерживать и разрабатывать все основные производители. Теперь это просто факт жизни — можно считать, что в стратегию Tesla он был вписан ретроспективно. Другой пункт программы, схема совместного использования автомобилей, тоже имеет технологическую природу: машины с автопилотом созданы для того, чтобы ими делились. Отсутствие необходимости управлять автомобилем уменьшает желание им безраздельно владеть.
Нынешним владельцам автомобилей Tesla за установку автопилота придётся доплатить около $8000 — столько стоит суперкомпьютер, управляющий движением. Это очень показательный факт: пока Tesla была электромобилем, потребителям приплачивали, теперь, когда она становится просто хорошей машиной, потребители сами должны доплатить. В 2016 году главная надежда человечества — это не электрический двигатель, а искусственный интеллект, и это отражается в ценнике.
В чём будет состоять следующий, третий план Маска, можно пока только догадываться. Но предприниматель очень озабочен тем, что на сбор одного автомобиля Tesla уходит много человеческого труда, и повсюду об этом твердит. На его фабрике во Фремонте занято 6000 человек, которые собирают 80 000 машин в год — на заводах больших автомобильных концернов столько же рабочих произвели бы в несколько раз больше автомобилей.
Новая idée fixe Маска — создать роботов, которые сделают процесс автоматическим от начала и до конца, робототехнических маток, производящих рой новых электрокаров. Человек, который лучше всех на планете умеет доводить инженерные идеи до логического завершения, первым понял: машины должны делать машины, которые будут принимать решения за людей. Если человечество и откажется от бензиновых двигателей, это решение тоже в некотором смысле примут роботы.
Фотография на обложке: J. Emilio Flores / Getty Images