secretmag.ru
Опубликовано 13 мая 2023, 08:00
11 мин.

«Приходится изобретать велосипед». Российские предприниматели рассказали, как они пережили этот год «убийственных санкций»

2022 год стал настоящим ледяным душем для российских бизнесменов, которые строили грандиозные планы на будущее. «Развод» с западными партнёрами, обрыв логистических цепочек и финансовый занавес заставили предпринимателей крутиться как белка в колесе. «Секрет фирмы» узнал у российских бизнесменов, как они боролись с последствиями санкций и чем закончилась (и закончилась ли) эта борьба.

Импортозамещение

В какой-то момент поставки из-за рубежа в РФ буквально встали, а некоторые товары оказались попросту недоступны. Это парализовало работу многих российских компаний. Способ оживить бизнес нашёлся — параллельный импорт. Но он встал предпринимателям в копеечку.

Несмотря на это, многие бизнесмены смотрят на произошедшее с энтузиазмом: открылись новые рынки, на которые раньше не обращали внимания, а уход иностранных компаний открыл новые возможности на отечественном рынке.

Сергей Грибанов
директор компании по производству технических средств реабилитации «Круст»

Многие наши партнёры из США и Европы отказались работать с компанией. Мы вышли из ситуации с помощью различных каналов параллельного импорта и компаний-посредников. Но из-за этого выросла розничная цена на продукцию. Активно сотрудничаем с Китаем, заказываем там микроэлектронику. Но если есть возможность, покупаем у российских производителей.

Валерий Кузьмин
управляющий партнёр официального дилера грузовиков MAN и Sinotruk в России «ААА Траксервис»

Почти 100% запчастей — иностранные. Мы столкнулись с их дефицитом, но быстро появились сторонние поставщики. Из глобальных изменений: грузовики от MAN Truck & Bus (дочернее предприятие европейской компании MAN SE с главным офисом в Мюнхене. Производит грузовые автомобили марок MAN, ERF и STAR, а также автобусы Neoplan. — Прим. «Секрета») больше не поставляются на российский рынок. Теперь мы продаём технику Sitrak & Howo от совместного предприятия MAN с китайской компанией.

Сегодня можем говорить о том, что первичный этап настройки закончен и начинается стадия увеличения объёмов. Задача на этот год — максимально стабилизировать созданную систему продаж и обеспечить спрос.

Николай Антюшин
директор по развитию бизнеса рекламно-производственного агентства Zeytz

Самое сложное для нашей компании — поставка расходных материалов для печатных машин европейского и американского производства. Мы используем на производстве промышленные латексные принтеры HP Latex. В какой-то момент 80% нашего оборудования просто не могло работать из-за ухода Hewlett Packard с российского рынка. Во второй половине 2022 года это стало возможно по параллельному импорту.

Когда HP ушёл, мы начали рассматривать альтернативное оборудование российских и китайских брендов. Съездили в несколько типографий и поняли, что не можем инвестировать миллионы в оборудование, которое уронит качество продукции. Поэтому решили наладить поставки расходных материалов и запчастей для наших печатных машин HP.

Артём Пронюшкин
совладелец и директор марки женских костюмов DERUNOVA

Мы используем исключительно итальянские ткани, и аналогов им по качеству пока не нашли. Возможность покупать итальянские ткани сохраняется до сих пор, но, так как сильно увеличилось логистическое плечо, в разы выросли время, цена и непредсказуемость их получения.

К сожалению, мы не ждём быстрого импортозамещения в тканях, но, наблюдая очевидные подвижки в сфере отечественной лёгкой промышленности, очень надеемся, что и в России начнут производить конкурентоспособные материалы. Также мы активно изучаем турецкий и азиатский рынок текстиля, тестируем интересующую нас продукцию.

Что касается фурнитуры — здесь оптимизма гораздо больше. В России есть хоть и единственный, но очень перспективный завод, который делает пуговицы, ничем не уступающие по качеству европейским.

Сложности с оплатой и клиентами

В условиях ухода крупнейших платёжных систем VISA и MasterCard люди оказались в достаточно сложном, непредсказуемом финансовом положении. Оплатить доставки из зарубежных магазинов теперь нельзя, рассчитаться с зарубежными контрагентами, да и просто перевести зарплату работникам, работающим в других странах — тоже. Бизнесмены начали искать выходы. И продолжают делать это до сих пор.

Антон Мельников
руководитель торгово-производственной компании «ЦКТ»

Когда западные компании начали покидать рынок, страхи, конечно же, были. В первую очередь мы опасались, что, уходя, эти организации не станут выполнять свои обязательства, и это коснется нас напрямую, ведь у нас есть практика отсрочки платежей для наших клиентов. Эти опасения не оправдались, и уход компаний был безболезненным и максимально комфортным — все свои обязательства наши иностранные партнеры выполнили.

Второй страх, мысль, которая, думаю, посещала каждого бизнесмена, — а что если после ухода всех западных компаний начнется резкий спад заказов, все клиенты пропадут? Но в нашем случае первый год санкций, пожалуй, вообще не ощущался как кризисный.

Видимый спад чувствуется сейчас, в апреле 2023-го, причем спад даже не заказов, так как они есть, а с оплатой начались проблемы. Например, как-то клиент из Казахстана не смог оплатить нам счёт, потому что банк, в котором у нас был открыт расчётный счет, оказался под санкциями. Пришлось искать другой вариант перевода средств.

Артур Мовсесян
основатель спортивного бренда Jögel

Пришлось решать вопрос с оплатами некоторых сервисов — например, фотобанков. Основные сложности были связаны с банковскими переводами, с которыми мы столкнулись в том числе в Пакистане. Однако нам удалось найти законное решение. В странах Ближнего Востока не все банки находятся под влиянием США и ЕС, и нужно найти тех, кто лояльно относится к российским деньгам. Безусловно, даже лояльные банки проводят серьёзный комплаенс-аудит. Но если компания или собственник не находятся под санкциями, проблем не возникает.

В плане производства заметных изменений после введения санкций не произошло. Мы продолжаем сотрудничать с Китаем и другими дружественными странами. Также планируем заходить в крупные спортивные проекты, которые остались без поддержки предыдущих партнёров.

Михаил Шрайбман
СЕО веб-интегратора «Осьминожка»

Последствия санкций мы почувствовали, поскольку некоторые наши клиенты на тот момент работали непосредственно с зарубежными компаниями.

Ситуация осложнилась тем, что одномоментно сервисы, которые мы используем, перестали принимать оплату. Мы были вынуждены в срочном порядке переориентироваться на отечественное ПО. В дальнейшем мне пришлось открывать карту другого государства, чтобы оплачивать какие-то необходимые для работы иностранные сервисы.

Сейчас у нас нет проблем с отсутствием необходимых для работы сервисов — нашли возможность работать с зарубежными, адаптировались к ряду отечественных. Однако на тот момент это была непростая ситуация.

Дмитрий Малышев
арт-директор студии дизайна интерьеров «Чердак»

Студия занимается дизайном интерьера офисных помещений. Из-за кризиса из России уехало большинство наших клиентов — прогрессивных IT-компаний. Решили вернуться к работе с квартирами и домами. Но и здесь ситуация изменилась: выросли цены на строительные материалы и работы. В итоге услуга дизайнера стала менее востребованной.

Перестали работать рекламные каналы для малого бизнеса. Раньше мы привлекали клиентов через продвижение сайта и инстаграм, а сейчас остался монополист «Яндекс», который предлагает только рекламное продвижение. «Сарафанное радио», нетворкинг, личные знакомства — вот самые эффективные способы рекламы для нас сегодня. О росте и большом развитии на время пришлось забыть, но настрой оптимистичный.

Денис Пашков
генеральный директор компании «Фитнес-бутик» (дистрибьютор Adidas Fitness, Reebok Fitness, Century, Proxima Fitness)

У нас дистрибьюторская компания и занимаемся на 100% импортом спортивного инвентаря и оборудования со всего мира. Поэтому, безусловно, в течение последнего года на наш бизнес существенно влияют (множественные санкции): запрет на отправку платежей в валюте, запрет на транзит фур, запрет на поставки продукции со стороны западных производителей. И это не считая падения спроса, значительных изменений курсов валют, изменений маршрутов внешней логистики.

После каждого из этих событий нам приходится «изобретать велосипед». Например, мы открыли компанию в Казахстане и начали там свою деятельность, нашли новые логистические маршруты из Китая и Европы, новую схему по закупке американских товаров. Освоили новые валюты — юани, тайваньские доллары, дирхамы, тенге, турецкие лиры, армянские драмы.

Самые большие сложности, с которыми столкнулись, — это прогноз спроса и курса валют, и, как следствие, сложности с расчетом поставок и товарного запаса.

Андрей Овчинников
исполнительный директор московского регионального отделения мебельной компании Lazurit

Фабрика Lazurit обновила оборудование незадолго до введения санкций, оно полностью обеспечивает потребности покупателей. Адаптировались мы за 2–2,5 месяца: эффективно перестроили логистику импорта, запланировали новые виды маркетинга взамен рекламы на ушедших площадках. Чуть дольше искали альтернативу европейским поставщикам.

Однако из-за санкций возросли затраты на производство. Мы были вынуждены временно повысить цены на продукцию, но уже к лету 2022 года смогли их нормализовать. 2023 год начали с тем же уровнем цен, что и январь 2022-го. Из-за санкций мы свернули большинство экспортных наработок. Сейчас ищем пути выхода на рынки стран СНГ, Ближнего Востока, Азии.

Кадровый вопрос

Основная тенденция кадрового рынка в 2023 году — дефицит людей. Многие российские бизнесмены решили, что только квалифицированные сотрудники помогут пережить санкционный шторм. Поэтому увеличили компенсации и всячески поощряли сотрудников. И не только не сокращали, но и увеличили штат. И не прогадали.

Виктория Шубочкина
генеральный директор консалтинговой компании в сфере горнодобывающей и тяжёлой промышленности Excellence Expert

Первая сложность — внезапный дефицит кадров. На команду в один момент упал огромный объём работы. Вторая сложность — высокая текучесть кадров (на уровне 20-25%). К решению этой задачи мы подошли комплексно. Предоставили возможности прозрачного и динамичного карьерного развития, дополняем программу компенсаций и льгот. Такой подход оправдал себя: мы снизили текучесть в компании на 7% за 12 месяцев.

Валерий Кузьмин
управляющий партнёр официального дилера грузовиков MAN и Sinotruk в России «ААА Траксервис»

Произошла частичная реновация команды. В первую очередь — из-за необходимости переформатировать бизнес, дополнить его новыми направлениями.

Главной задачей стало всех встряхнуть и воодушевить. А затем уже мы произвели кадровые перестановки.

Ирина Залевская
CEO управляющей компании сети медицинских клиник, салонов красоты и ресторанов Zalevsky Group

Для нас самым сложным было настроить команду. Чтобы успокоить сотрудников, мы стали чаще собираться и на встречах были максимально честны: объясняли, как мы будем перестраиваться.

У нас не было сокращений, и оттока мы тоже не наблюдали. Был период, когда люди перестали ходить в заведения, и тогда важно было не поддаться панике. Мы поставили на паузу мероприятия и возобновили их, когда обстановка стала спокойнее, но до сокращений дело не дошло.

Антон Туголуков
заместитель генерального директора производителя электротехнического оборудования Группы СВЭЛ

Несмотря на то что санкции затронули отрасль, нам удалось пережить их не только без потерь, но и с выгодой для компании. Мы активно набирали персонал: в связи с уходом с рынка западных игроков приобрели отличных специалистов с опытом в зарубежных компаниях.

Перспективы

Хотя новые пакеты санкций продолжают сыпаться как из рога изобилия, многие российские компании держатся на плаву и даже разрабатывают планы дальнейшего развития. Одни заняли пустоты в товарных нишах, оставшихся после ухода западных компаний. Другие с энтузиазмом начали производить или поставлять товары для отечественных компаний. Естественные процессы в экономике помогли бизнесу построить новые цепочки, которые не оборвутся из-за политики.

Артём Ступак
сооснователь и коммерческий директор компании по продаже оборудования для лабораторий «АйдоЛаб»

После февраля 2022 года нам пришлось перестроить логистическую цепочку, чтобы пакеты для отбора проб в российские лаборатории поставлялись непрерывно. За три месяца организовали технический параллельный импорт через европейского партнёра. Оплачивая товар из США в валюте, стали покупать её день в день, чтобы минимизировать валютные скачки.

Стали приобретать партии, которых хватило бы клиентам на ближайшие 3–4 месяца. Параллельно оценивали возможности сотрудничества с производителями лабораторных пробоотборников на азиатском рынке. С февраля отказались от увеличения штата компании. Также не стали увеличивать арендную площадь. Не снижали бюджет на маркетинговую активность и рекламную рассылку. Так клиенты видели, что только у нас есть товар на складе в условиях жёстких санкций.

На конец года наш оборот вырос в два раза по отношению к 2021 году, а количество клиентов выросло на 50%. В 2023 году у нас есть возможности, чтобы вырасти по всем показателям более чем на 40%.

Андрей Елагин
сооснователь группы компаний по очистке промышленных сточных вод «БиоМикроГели»

Мы не зависим от иностранных комплектующих. Почти всё, что нам нужно, мы делаем сами либо покупаем на российском рынке. Последние три года мы сделали свои дизайны и пресс-формы для упаковки, а пластик берём на внутреннем рынке. Наши реагенты на основе технологии биомикрогелей, произведённых в России, в 2022 году стали альтернативой импортным полимерам.

Мы запатентовали наши разработки в 62 странах мира. К началу 2022 года у нас было три столпа: европейский, российский, азиатский рынок и СНГ. Сейчас с Европы мы сместили фокус на Азию, и теперь у нас есть команды в Индонезии и Малайзии. В планах компании расширение присутствия в странах — лидерах промышленности, усиление работы в Юго-Восточной Азии.

Михаил Лапшин
вице-президент по развитию инновационного химического холдинга ВХЗ.31 (Владимирский химический завод)

По итогам 2022 года выпуск продукции не сократился. Проблем с комплектующими нет, но новую линию будем закупать у китайских производителей. Что касается сырья — оно на 100% отечественное. Мы даже экспортируем кабельное сырьё (пластикаты) в страны СНГ. Планируем запускать новую линию для производства кабельного пластиката, под которую будет построен новый цех. Уход западных компаний освободил огромные рынки, и у нас есть уникальный шанс эти рынки занять.

Владимир Леваков
генеральный директор группы компаний «Трайв»

Наша компания фокусируется на производстве и дистрибуции метизных решений, наши целевые рынки — любые отрасли промышленности и промышленное строительство. Мы всегда верили в будущее российской промышленности, поэтому все изменения, которые происходят в нашей компании, не связаны напрямую с СВО, санкциями и т. п. — инвестиции в развитие производства стартовали системно раньше. А всё происходящее в России сегодня лишь подтвердило разумность выбранной стратегии.

Мы берём за точку отсчёта не 2022 год, а 2014-й, фиксируя изменения в промышленной политике государства, принятие курса на импортозамещение, локализацию производства и обеспечение технологического суверенитета. События последнего года лишь ускорили этот процесс.


Российский бизнес в условиях жёстких санкций ищет аналоги у отечественных производителей, закупает продукцию впрок, перестраивает логистические маршруты и заходит на новые рынки. Основные лайфхаки предпринимателей — осваивать восточные направления, меньше зависеть от иностранных поставщиков и беречь сотрудников.

Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash/Hans Eiskonen, JJ Shev, Guillaume Briard, Jeremy Thomas, Unsplash License, freepik, gpointstudio