Что такое комплаенс. Объясняем простыми словами
Комплаенс — приведение деятельности компании в соответствие с требованиями законодательства, корпоративных, социальных и этических норм.
Проще говоря, комплаенс помогает компании снизить риски того, что её обвинят в противозаконных махинациях, неподобающем отношении к работникам, обмане клиентов, загрязнении экологии или в других нехороших вещах.
Чтобы этого не допустить, компании разрабатывают процедуры, как они будут выявлять такие риски, ликвидировать их и контролировать в будущем. Или приглашают экспертов со стороны, которые проведут соответствующий аудит и помогут скорректировать работу компании.
Пример употребления на «Секрете»
«В Европе происходит новый виток бурного роста комплаенс-требований. К союзу бюрократов и специалистов бэк-офисов в ЕС присоединяются могущественные бизнесы: юристов, налоговых консультантов, аудиторов, адвокатов и нотариусов. Всем им досталась жирная доля доходов в результате введения комплаенс-процедур: они стали давать платные советы, заверять горы документов, оформлять заключения и удостоверять сведения».
(Экономист Андрей Мовчан — о комплаенсе в европейской банковской системе.)
Нюансы
Основные направления комплаенса:
- Создание корпоративной этики. Это задокументированный свод правил для сотрудников, который направлен на все сферы деятельности и отделы компании.
- Урегулирование конфликтов. Для этого создают документ, где указано, как действовать в каждой конкретной ситуации.
- Противодействие коррупции. Данное направление нужно, чтобы разделять понятия «подарок» и «взятка». Ведь даже безобидный маленький подарок может принести неприятности и стать причиной конфликта интересов.
- Политика конфиденциальности. Формируется норма работы с персональными данными клиентов, самое основное — это неразглашение личных данных.
- Контроль за покупками ценных бумаг. Речь о предотвращении покупки ценных бумаг и другой биржевой активности сотрудниками, если это противоречит интересам фирмы в данный период времени.
- Разделение информации внутри компании. Это должно предотвратить распространение коммерческой тайны и препятствовать мошенническим действиям со стороны персонала, который владеет закрытой информацией.
Статью проверил:
Юрий Ляндау, д. э. н., профессор РЭУ им. Г. В. Плеханова