Опубликовано 19 сентября 2021, 21:44
2 мин.

Что такое комплаенс. Объясняем простыми словами

Комплаенс — приведение деятельности компании в соответствие с требованиями законодательства, корпоративных, социальных и этических норм.

Что такое комплаенс. Объясняем простыми словами

Проще говоря, комплаенс помогает компании снизить риски того, что её обвинят в противозаконных махинациях, неподобающем отношении к работникам, обмане клиентов, загрязнении экологии или в других нехороших вещах.

Чтобы этого не допустить, компании разрабатывают процедуры, как они будут выявлять такие риски, ликвидировать их и контролировать в будущем. Или приглашают экспертов со стороны, которые проведут соответствующий аудит и помогут скорректировать работу компании.

Пример употребления на «Секрете»

«В Европе происходит новый виток бурного роста комплаенс-требований. К союзу бюрократов и специалистов бэк-офисов в ЕС присоединяются могущественные бизнесы: юристов, налоговых консультантов, аудиторов, адвокатов и нотариусов. Всем им досталась жирная доля доходов в результате введения комплаенс-процедур: они стали давать платные советы, заверять горы документов, оформлять заключения и удостоверять сведения».

(Экономист Андрей Мовчан — о комплаенсе в европейской банковской системе.)

Нюансы

Основные направления комплаенса:

  • Создание корпоративной этики. Это задокументированный свод правил для сотрудников, который направлен на все сферы деятельности и отделы компании.
  • Урегулирование конфликтов. Для этого создают документ, где указано, как действовать в каждой конкретной ситуации.
  • Противодействие коррупции. Данное направление нужно, чтобы разделять понятия «подарок» и «взятка». Ведь даже безобидный маленький подарок может принести неприятности и стать причиной конфликта интересов.
  • Политика конфиденциальности. Формируется норма работы с персональными данными клиентов, самое основное — это неразглашение личных данных.
  • Контроль за покупками ценных бумаг. Речь о предотвращении покупки ценных бумаг и другой биржевой активности сотрудниками, если это противоречит интересам фирмы в данный период времени.
  • Разделение информации внутри компании. Это должно предотвратить распространение коммерческой тайны и препятствовать мошенническим действиям со стороны персонала, который владеет закрытой информацией.

Статью проверил:

Что такое комплаенс. Объясняем простыми словами

Юрий Ляндау, д. э. н., профессор РЭУ им. Г. В. Плеханова