secretmag.ru
Опубликовано 10 марта 2023, 22:40
8 мин.

Галя, у нас отмена. Могут ли у вас требовать предоплату — и не возвращать её при случае

Предоплата — распространённое явление. Чаще всего россияне сталкиваются с ней в бьюти-сфере — как говорится, утром деньги, вечером ноготочки. Ещё предоплату могут потребовать турфирмы или фрилансеры, которые не соглашаются на заказ, пока вы не переведёте им тысячу-другую. В целом их желание понятно — предоплата удержит клиента и не даст ему соскочить с сеанса маникюра или путешествия. Но ведь иногда человек отказывается от услуги не по своей воле, а выплаченные деньги ему никто не возвращает. Законно ли это? Разбирались с юристами.

Галя, у нас отмена. Могут ли у вас требовать предоплату — и не возвращать её при случае

© vertolet/easyfotostock/Eastnews, pngwing.com

Как закон расценивает услуги

Посещение маникюрного салона, заказ турпутёвки, установка натяжных потолков — всё это отличные примеры отношений между заказчиками и исполнителями (один просит что-то сделать, другой выполняет). Они регулируются общими нормами Гражданского кодекса об услугах и подряде, рассказал «Секрету» директор юридической компании «А.Лигал» Юрий Александров. Если клиент — физическое лицо, то в ход идёт и закон о защите прав потребителей.

«Дополнительно разные виды услуг регулируются отдельными главами ГК — хранение, перевозка, договор транспортной экспедиции, поручение, комиссия, агентские услуги, доверительное управление и др.», — добавил руководитель проектов ЮФ «Авелан» Максим Потураев.

Нужен ли договор

Обычно всякие юридические вопросы решаются на бумаге, но в подобных ситуациях физический договор — очень большая редкость. Однако отношения между заказчиком и исполнителем считаются официальными и без бумажек — достаточно подтвердить свои договорные отношения определёнными действиями.

Иван Суворов
советник по правовым вопросам юридической группы «Совет»

По общему правилу договор оказания услуг будет считаться заключённым даже в случае отсутствия бумажного договора. Так, подтверждением заключения договора может быть электронная переписка, наличие кассового или товарного чека, свидетельские показания и тому подобное.


Подобные действия называются конклюдентными — они свидетельствуют о том, что человек принимает на себя обязательства, условия которых прописаны в каком-то предложении, отметил в свою очередь юрист судебной практики Вячеслав Калабин.

Например, вы написали мастеру в мессенджере с просьбой уточнить стоимость маникюра. Он в ответ прислал прейскурант. Затем вы выбрали услугу и попросили записать вас на конкретные дату и время. Ответным сообщением мастер подтвердил вашу запись. Так возникли договорные отношения, хотя никаких договоров вы не подписывали.

«Однако при отсутствии письменного договора могут возникнуть определённые риски для обеих сторон. Например, трудности в доказательстве фактов выполнения работ или оказания услуг, если такие факты будут оспариваться в будущем. Поэтому я всё-таки рекомендую иметь документально зафиксированные факты заключения соглашения между исполнителем и заказчиком (договор, расписка, переписка об исполнении услуг (работ), аудио-, видеоподтверждения) для защиты интересов обеих сторон», — подчеркнул Максим Потураев.

Что такое предоплата и как она действует

Теперь переходим к собственно предоплате. Представим, что до подтверждения записи мастер просит у вас перевести часть стоимости услуги. Предоплата должна выступить гарантией того, что вы на маникюр всё же придёте — и не сорвёте человеку рабочее расписание. Для клиента здесь тоже есть свои плюсы — например, вы будете уверены, что ваше «окошко» не займёт кто-то другой, а цена услуги не изменится.

Дарья Петрова
эксперт в области договорного права и судебных разбирательств

Закон не даёт определения предоплаты. Но в нескольких статьях Гражданского кодекса РФ указано то, что оплата цены договора может быть осуществлена в том числе путём уплаты аванса. Поэтому аванс — это всегда результат договорённости между заказчиком и исполнителем. Именно они определяют размер аванса и его соотношение с общей ценой договора.


Так что исполнитель может предложить вам любую предоплату (или аванс, если следовать букве закона) — даже в размере 100% стоимости самой услуги. Дело уже за вами — соглашаться на неё или искать другого специалиста.

Могут ли требовать задаток

Говоря о предоплате, многие вспоминают ещё и о задатке. Важно знать, что если клиентом выступает физическое лицо, а договорные отношения уже регулирует закон о защите прав потребителей, то задаток требовать не могут.

Это объясняется тем, что по закону потребитель вправе отказаться от исполнения договора, который предполагает выполнение каких-то работ или оказание услуг, в любое время без каких-либо негативных для себя последствий. Ограничение такого права будет ущемлять права потребителя, а подобные условия — считаться недействительными.

Иван Суворов
советник по правовым вопросам юридической группы «Совет»

При внесении задатка заказчик должен помнить, что если он откажется от исполнения своего обязательства по каким-либо причинам, то задаток в полном объёме останется у исполнителя. Однако есть и другая сторона — если исполнитель откажется от исполнения обязательства, то он должен будет передать заказчику задаток в двойном размере.


Можно ли не возвращать предоплату/аванс

Бывает такое — вы внесли предоплату на условные ноготочки, но в итоге решили не делать маникюр в запланированную дату. Конечно, хотелось бы вернуть деньги, но вот беда — мастер утверждает, что это невозможно (вы ведь проштрафились и не явились). Законно ли это? Нет, но, как говорится, есть нюанс.

Исполнитель не имеет права не возвращать предоплату/аванс. Но при этом заказчику придётся возместить исполнителю расходы, если он их понёс, отметил ведущий юрист «Европейской юридической службы» Юрий Аванесов.

Например, мастер по маникюру купил специально для вас лак определённого оттенка — в палитре такого не было, а вам захотелось именно его. Тогда, если вы не явитесь в салон, вам всё же придётся заплатить за этот лак (проще говоря, купить его). А вот остальные деньги, внесённые в качестве предоплаты, вам должны вернуть.

Другой пример — тренер в фитнес-клубе купил для вас специальный инвентарь, а вы не явились на тренировку, за которую внесли предоплату. Тогда гантели или фитнес-резинки придётся оплатить — и забрать остальные деньги.

Также исполнитель может вычесть из предоплаты стоимость уже выполненных услуг. Например, вы заказали у фрилансера редактуру 10 текстов и внесли предоплату. Он уже отредактировал несколько материалов, как вы вдруг передумали и потребовали деньги обратно. За них всё же придётся заплатить, но только если вы довольны качеством текстов.

Предоплата и причина отказа от услуги

Не забываем про ещё один важный нюанс — почему вы решили отказаться от услуги. Если заказчик не явился по причине, которая никак от него не зависела (например, из-за болезни или сорванного авиаперелета), удерживать предоплату исполнитель не имеет права. Такие инциденты ещё называют обстоятельствами непреодолимой силы, уточнила адвокат МКА «Соколов и партнёры» Вероника Близнец. В такой ситуации стороны либо согласовывают новое время, либо расторгают договорные отношения с возвратом предоплаты.

А вот если исполнить услугу не смогли по вине заказчика — например, вы проспали сеанс, — её придётся оплачивать в полном объёме. Остаться с деньгами вы сможете, только если подобная ситуация прописана в договоре.

Конечно, даже если случился форс-мажор, мастер может утверждать, что потерял в деньгах из-за вашей неявки, и пытаться забрать предоплату в качестве компенсации. Вот только это незаконно — подобная упущенная выгода считается предпринимательским риском исполнителя, о котором он прекрасно знает.

Анна Салютина
член адвокатской палаты Ростовской области

В суде такой факт действия заказчик может назвать обогащением, и исполнитель может по решению суда не только отдать аванс, но и заплатить моральный и даже материальный ущерб.


Могут ли оштрафовать за неявку или отказ

Вносить в договор (если вы вдруг заключили реальный договор) какие-либо положения о штрафах за неявку и так далее исполнитель не имеет права, если его клиент — физлицо и его защищает закон о защите прав потребителей. В противном случае штрафные санкции возможны, например неустойка за опоздание.

Как должны возвращать предоплату

По закону о защите прав потребителей предоплату должны вернуть в течение 10 дней с даты, когда вы потребовали деньги назад. Если на отношения сторон этот закон не распространяется, то есть клиент не физлицо, то деньги возвращают либо в срок, прописанный в договоре, либо в течение семи дней с того момента, когда вы потребовали деньги, отметил Юрий Александров из «А.Лигал».

Как быть, если предоплату не возвращают добровольно

Конечно, это идеальный сценарий — в жизни нередко приходится с боем отбивать деньги. Если исполнитель отказывается возвращать предоплату, хотя у вас есть на это право, то придётся обращаться в суд с иском о взыскании. Не забывайте о сроке исковой давности — он составляет три года, подчеркнула Анна Салютина. Ещё вы можете потребовать штраф в размере 50% от суммы и компенсацию морального вреда.

Помимо этого, можно попробовать взыскать проценты за незаконное пользование чужими деньгами. Они рассчитываются по ключевой ставке Центробанка (проценты годовых).

Также исполнитель возьмёт на себя оплату судебных расходов, в том числе оплату услуг юриста истцом, если его вину докажет суд.

Кому ещё можно пожаловаться

Ещё один способ повлиять на недобросовестного исполнителя — пожаловаться в Роспотребнадзор, отметила эксперт в области договорного права и судебных разбирательств Дарья Петрова.

«Он не вправе обязать исполнителя вернуть деньги заказчику, но может наложить штраф на исполнителя за нарушение прав потребителей. Часто разбирательство в Роспотребнадзоре побуждает и стимулирует исполнителя удовлетворить все требования заказчика добровольно, чтобы не довести дело до суда», — пояснила она.

Можно ли превратить предоплату в услугу

Иногда вам кажется, что вы вносите предоплату, а на деле исполнители её легализуют и превращают в плату за отдельную услугу (иногда всю сумму, а иногда часть). В таком случае вернуть её не получится. Например, исполнитель говорит вам внести деньги в качестве аванса, но называет их платой за предварительную консультацию. Бывают и другие ситуации.

Максим Потураев
руководитель проектов ЮФ «Авелан»

В некоторых случаях, например при покупке авиабилетов, возможно предварительное бронирование места за дополнительную плату, но это не относится к предоплате за оказание услуги, а скорее является платой за гарантированное наличие места. В этом случае, если пассажир отменит поездку, ему может быть возмещена только часть суммы за бронирование места в соответствии с условиями билета.


Так что стоит заранее проверить, как именно исполнитель относится к предоплате и не считает ли её оплатой какой-то другой услуги, от которой уже не получится отказаться. В то же время такая услуга не может быть просто хитрой попыткой сохранить аванс.

«Если будет доказано, что такая услуга не имеет самостоятельного экономического смысла и потребительской ценности для гражданина, то такое условие также будет считаться ущемляющим права потребителя, и в этом случае оплата за такую услугу будет подлежать возврату», — заключил Юрий Александров.