Потребители попали в Сеть. Как изменится российский бизнес после коронавирусного кризиса

Рассказывают эксперты
08 апреля в 19:46

Страх перед пандемией значительно изменит потребительские привычки россиян. Компании, которые «проспали» бум онлайн-продаж, срочно побегут в онлайн, чтобы не остаться за бортом после окончания коронавирусного кризиса. О том, какие ещё изменения ждут российский бизнес, «Секрету фирмы» рассказали эксперты.

Изменится поведение потребителей

Пандемия будет стремительно менять потребительское поведение. Ситуация будет развиваться по сценарию Китая, который первым пережил эпидемию и постепенно начал восстанавливаться, прогнозирует директор по маркетингу аутсорсинговой компании ICL Services, кандидат экономических наук Лилия Алеева.

«Там практически до нуля упал спрос на ресторанные услуги (кроме еды на вынос), досуг и развлечения, путешествия. Более чем на 2/3 упал спрос на парикмахерские, фитнес и персональные тренировки, офлайн-магазины одежды, косметологии, предметов роскоши, алкоголя и товаров красоты», — отмечает она.

Выйдя из дома, люди захотят вернуться к нормальной жизни, говорит директор клиентского сервиса Icontext Group Дмитрий Алимов. «Они пойдут покупать офлайн — конечно, уже более аккуратно, соблюдая социальную дистанцию», — говорит он. Но изоляция приведёт к тому, что россияне ещё какое-то время будут опасаться выходить «в люди» из-за коронавируса, считает сооснователь разработчика ПО Postgres Professional Иван Панченко.

Привычка к онлайн-потреблению изменит расклад сил между онлайном и офлайном во всём мире, прогнозирует Алимов. Объём продаж в Сети взлетит до уровня, который казался недостижимым до кризиса и вируса, считает он.

Офлайн уйдёт на покой

Мировую и российскую экономику ждёт неотвратимая рецессия. «В США уже прозвали эти изменения в мире “The new normal” (“новая норма”. — Прим. “Секрета”). Они правы — мир не будет прежним. Бизнес-модели, которые работали годами, либо эволюционируют в угоду онлайн-покупкам, либо уйдут с рынка. Некоторые офлайн-бизнесы точно умрут», — заявил CEO платформы Exponea.com Павел Костин.

Традиционно малый бизнес работает с минимальной подушкой безопасности — и то она есть не у всех. Кризис переживут только крупные офлайн-сети, прогнозирует сооснователь Postgres Professional Иван Панченко: «Милые магазинчики канут в лету. И если раньше фермеры пытались отвоевать себе уголочек на полке, то сейчас в этом не будет смысла: обнищавший покупатель голосует рублем, пусть даже за товары низшего качества».

«Теневой» рынок частных услуг тоже недосчитается прибыли. Пострадают и без того не особо рентабельные сферы, отмечает основатель HR-стартапов myresume.ru и testonjob.ru Борис Сысоев:

  • кофейни, кондитерские;
  • автосервисы;
  • салоны красоты;
  • мастерские;
  • несетевые розничные магазины;
  • фитнес-клубы, особенно несетевые;
  • частные детские сады.

Пандемию с трудом переживут бизнесы, не продающие товары первой необходимости, отмечает Лилия Алеева. «Сложно сейчас приходится ресторанному бизнесу, сфере услуг, сфере развлечений, торговым центрам, туризму и авиакомпаниям. Они временно приостановили свою деятельность. Их выживаемость сейчас напрямую зависит от того запаса прочности, которым они обладают», — говорит она.

К примеру, Дмитрию Левицкому, основателю «Дорогая, я перезвоню», «Русалочка Суши», One door community и других заведений, пришлось закрыть все рестораны 28 марта. «Мы, слава богу, практически полностью закрыли за март зарплаты — на этом всё. Сотрудников нет, процессов нет, бизнес стоит. В моём понимании — это не простой, а бизнес закрылся и будет открываться уже другим, в другое время и на другом рынке, при других условиях», — говорит он.

Люди долго привыкали к онлайн-покупкам, а пандемия на годы ускорила этот процесс. Теперь место классических посредников — туристических и страховых агентов — займут маркетплейсы и агрегаторы услуг онлайн, прогнозирует Алеева.

Фото: mskagency.ru / Андрей Никеричев

Онлайн выйдет на передовую

Наступает время онлайн-бизнеса: маркетплейсов, интернет-сервисов и компаний по доставке, где работают дарксторы (торговые залы, где собирают онлайн-заказы) и дарккитчены (кухни «на вынос»).

Вынужденная изоляция породила новую волну онлайн-покупателей, объяснил Павел Костин. Строго говоря, не совсем новых: наверняка до пандемии эти люди заказывали что-то на Ozone, Wildberries и других сайтах, но не пользовались доставкой готовой еды, продуктов и других FMCG-товаров.

Как это повлияет на офлайн и онлайн? Выручка от онлайн вырастет в 2,5 раза, прогнозирует Костин: «Все компании, которые “проспали” бум онлайн-продаж срочно побегут в онлайн, чтобы не остаться за бортом. Они начнут выстраивать онлайн-экосистемы вокруг бренда».

До пандемии эти компании выигрывали за счёт сильного офлайн-присутствия. Но в новой реальности речь будет идти о том, чтобы не потерять долю рынка и выжить, пока пытаешься догнать быстрорастущие компании с доставкой товаров, отмечает эксперт.

Для ретейлеров — это просто «последняя миля» (конечный этап в логистике — доставка в руки клиенту. — Прим. «Секрета»), иногда убыточная, но для «ветеранов» рынка доставка — это лакомый кусок, пояснил директор сервиса доставки SaveTime Дмитрий Дорошенко. «Сфера доставки сложная и низкомаржинальная. Для успешного функционирования нужны долгосрочные значительные инвестиции и весомые объёмы. Что происходит с теми игроками, у которых этого нет, все увидели в январе, когда с рынка ушли сразу четыре игрока», — отметил он.

Какие технологии появятся

Индустрия выиграет везде, где можно обеспечить удалённое присутствие. Пришло время технологий, которые позволят человеку, не находясь где-либо физически, получать необходимый контент, считает Дмитрий Комиссаров, гендиректор компании "Новые облачные технологии".

Онлайн-образование тоже весьма перспективно. Но для начала оно должно претерпеть некоторые изменения, считает эксперт:

«В образовании VR позволит развивать моторику. Вырастут магазины, которые готовы организовывать виртуальную примерку и прочие услуги, продиктованные временем, включая быструю доставку.

Сейчас будет всплеск VR-технологий (виртуальная реальность. — Прим. “Секрета”), потому что благодаря им появляется возможность дать доступ к дистанционному оборудованию. Например, эта технология позволяет наладчику работать удалённым манипулятором, не находясь физически на объекте».

Фото: mskagency.ru / Кирилл Зыков

Что делать бизнесу в новых условиях

Подготовиться к новым реалиям ни у кого не было возможности. Сейчас в ходу — только антикризисные меры. «Затягивать пояса, сокращать траты, оставлять с собой в одной лодке только самых эффективных сотрудников. Выживание в кризис — циничная правда жизни», — советует Иван Панченко.

Для начала нужно понять, хватит ли денег переждать три-четыре месяца, советует управляющий партнёр Global Venture Alliance Даниил Козлов: нет никаких гарантий, что не будет новых волн вируса или в скором времени появится вакцина.

«Жителям регионов будет вдвойне тяжело, — отметил Козлов. — У них небольшие запасы наличных, и совершенно непонятно, хватит ли этих запасов им и их бизнесам на три-четыре месяца. Тут нужно уже сейчас действовать, может быть, даже рисковать и инвестировать часть денег в "пересборку" своего бизнеса».

«Крупному бизнесу следует задуматься о переводе части сотрудников на удалёнку, что, с одной стороны, поможет сократить расходы на персонал, с другой — быстро наверстать упущенное, когда ситуация стабилизируется», — советует Борис Сысоев.

«Попытайтесь отключить эмоции и готовьте план, как адаптировать ваш бизнес под новую модель, — советует Панченко. — Развивайте традиционные и новые направления параллельно, когда будет такая возможность, — например, офлайн-проект кафе и онлайн-доставку блюд». И тогда, возможно, удастся пережить эти трудные времена без значительных потерь.

Коллаж: «Секрет фирмы», Ведяшкин Сергей / Агентство «Москва»

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе