Забег по минному полю. Минусы, о которых нужно знать перед тем, как идти в логистику
После 24 февраля логистика стала головной болью российского бизнеса. Привычные цепочки поставок разрушились, торговля даже с дружественными странами усложнилась, да и параллельный импорт потребовал новых маршрутов. Вот почему толковые логисты сейчас крайне востребованы. О каких минусах нужно знать перед тем, как сделать поставки своей работой? Рассказывают игроки рынка.
Нельзя отключить телефон и абстрагироваться от работы даже в отпуске
Главный минус — это то, что нужно быть всегда на связи и сложно абстрагироваться от работы. Мой антирекорд в этом смысле — звонок от курьера в 6 утра. Могут звонить в отпуске в 11 вечера. При этом нужно не просто всегда быть на связи, но и уметь принимать сложные решения в моменте.
Например, когда мне сообщают, что потерялась посылка (а в работе логистических служб такое может случаться), я в первую очередь должен решить, как компенсировать потерю заказчику, а во вторую очередь — просчитать, где могла случиться ошибка. Редко звонят или пишут, чтобы поблагодарить. Хорошо выполненная работа воспринимается заказчиком как должное, а ошибка несёт шквал недовольных звонков.
Работа занимает большую часть моей жизни, все перевозки — процесс круглосуточный, в режиме 24/7. Только в начале января есть несколько дней, когда машины останавливаются. А так это процесс беспрерывный и ты в него всегда вовлечён.
Основное правило — быть готовым включиться в процесс в любой момент, когда этого требуют обстоятельства, вне зависимости от дня недели и времени суток. Всегда надо быть в курсе происходящего или иметь возможность быстро в него погрузиться.
Результат во многом зависит от других, и профессия не слишком престижна
Логистика — это сложная система, и один из дополнительных минусов в том, что результат работы часто зависит не только от тебя. Заказ нужно принять у поставщика, зафиксировать в CRM, тщательно упаковать, отправить получателю почтовой службой или передать курьеру. В этой цепочке завязано много разных людей, работа которых влияет на общий результат.
В логистике отсутствует творческая составляющая, всё регламентировано, чётко, тут может быть минимум креатива. Ну и финальным минусом я бы назвал отсутствие престижа профессии. Логист — это собирательный образ. Это одновременно и упаковщик, и человек, выстраивающий архитектуру работы отдела.
Долго думаешь — получаешь убытки
Логистика — это кровеносная система бизнеса, который построен на доставке товаров. Любое нарушение логистической цепочки чревато задержками поставок и колоссальными убытками.
С момента начала пандемии и до сегодняшнего дня сфера логистики претерпевает огромные изменения, с которыми не сталкивалась уже очень давно. Фактически все маршруты необходимо пересматривать, а уже привычные пути поставок становятся недоступными.
Вот почему логист должен уметь быстро и легко адаптироваться к любым условиям, которые возникают на рынке. Важна скорость реакции и умение оперативно перестроить тот или иной маршрут. Тут пригодятся железные нервы и способность с холодной головой принимать решения.
Работа монотонная, но упустишь мелкую деталь — не оберешься негатива
Работа логистом подразумевает достаточно монотонную работу, требующую высокую концентрацию внимания. А такой формат далеко не всем подходит.
Логист как оператор доставки даже при наличии современных программ для маршрутизации должен понимать специфику построения маршрутов и досконально знать районы планирования: из какого района в какой точно не стоит переносить маршрут, например, есть ли там железнодорожные пути/эстакады и как они влияют на скорость передвижения курьера, какой маршрут будет самым оптимальным до той или иной точки.
Если не обладать такими знаниями, то будь готов к постоянному негативу от курьеров, поскольку они будут не успевать довозить заказы в интервал, начнёт заваливаться вся доставка.
Постоянно ждёшь форс-мажора и стрессуешь
Постоянная готовность к форс-мажору — это очень важно. По опыту могу сказать, что самые большие проблемы возникают как раз-таки в нерабочее время. Цепочка доставки состоит из множества отдельных операций. Сбой на любом участке может завалить весь процесс.
Как правило, времени на решение либо крайне мало, либо его нет вовсе. Например, поломка магистральной машины в дороге может привести к сбою работы целого филиала на весь следующий день. Поэтому сказать, что все знаю и удивить меня невозможно — это точно не про логистику.
Не помню, кто первый из коллег сравнил логистику с фразой Льюиса Кэрролла, но эта фраза очень точно отражает ее суть: «Нужно бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте. Чтобы куда-то попасть, нужно бежать по крайней мере вдвое быстрее». От себя я бы добавил, что отдельные участки «забега» проходят по минному полю.
Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com