Хвалите аккуратно. Как не попасть на штраф из-за рекламы в «запретграмах»
Юрист рассказал о нюансах рекламы в запрещённых соцсетях. Предприниматели и самозанятые с 1 сентября вынуждены были практически остановить продвижение своих товаров и услуг в аккаунтах на Facebook* и в Instagram*. Продавать, рекламировать и продвигать на ресурсах Meta** теперь нельзя. Юристы дают разъяснения, предупреждают о штрафах, советуют быть бдительными и аккуратными «в выражениях», рекомендуют тщательно продумывать не только посты и обзоры, но и комментарии в своих и чужих аккаунтах. Но вопросы всё ещё остаются.
© создано с помощью нейросети
Как рассказывать в запрещённых соцсетях о своей деятельности
Реклама — это информация, адресованная неопределенному кругу лиц (то есть не кому-то конкретно) и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектами рекламирования могут быть:
- товары,
- услуги,
- изготовители,
- продавцы,
- мероприятия.
Неважно, каким способом и в какой форме распространяется информация, а также какие средства для этого используются.
Главный вопрос, который волнует всех блогеров — как теперь рассказывать хотя бы о своей деятельности? Визажисты, цветоводы, психологи, врачи и другие поудаляли из закрепов прайсы и выжидают: кого начнут штрафовать и за что? В каком формате теперь рассказывать о своей работе?
Рассказывать можно в форме советов, полезной информации, случаев из практики. Без привлечения внимания к своему бизнесу или продукту. Без хвалебных эпитетов, сравнений с конкурентами. Без призывов типа: «Покупайте!», «Приходите!»
Второй вопрос: можно ли в аккаунте в Instagram* давать ссылку на свой канал в Telegram, например, где уже рассказывать подробности о своей деятельности и размещать рекламу.
Ссылка не будет нарушением закона, если она не сопровождается явным привлечением внимания к услуге или товару. Просто нейтральная ссылка на канал.
Рекламой обязательно сочтут привлечение внимания к бизнесу супруга. Даже если «лицо» бизнеса, например, жена, и аккаунт её, а ИП зарегистрировано на мужа — супруга не вправе рекламировать такую деятельность.
А как быть с обзорами? Многие блогеры снимают видео, где рассказывают об опыте использования товаров разных брендов, их плюсах и минусах.
ФАС России говорит вот что: «справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке, не относится к рекламе».
То есть обзор продукции не является рекламой, если в ней явно не прослеживаются призывы к приобретению конкретного товара.
© создано с помощью нейросети
Что точно не является рекламой
Согласно позиции ФАС России, реклама — это информация о товарах разных производителей, размещённая:
- на официальном сайте продавца,
- на страницах продавца в социальных сетях,
- в официальном приложении для мобильных устройств,
если эти сведения предназначены для информирования посетителей об ассортименте, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования.
При указанных способах размещения информации не является рекламой информация:
- о хозяйственной деятельности компании,
- об акциях и мероприятиях, проводимых компанией,
- контрагентах (партнерах) данной компании и т.п.
Расписание работы, перечень услуг, контакты для записи на ресурсах Meta** не противоречат закону. Указания цен на товары и также не должно расцениваться как реклама.
То есть, к примеру, в аккаунте частной стоматологии может остаться информация о режиме работы, списке услуг с ценами. Эти вещи относятся к справочно-информационным материалам.
Размещать на своей странице сведения об акции, мероприятии, новом товаре — можно, но без качественных эпитетов и призывов «приходить», «покупать», «попробовать», «оценить».
А что будет с искренними рекомендациями? Далеко не всегда человек, отметив ссылкой какой-то магазин или клинику, «проплаченный». Иногда это просто рассказ о своем опыте.
Закон о рекламе даёт нам понятие рекламодателя — это изготовитель или продавец товара. Самовольные действия по привлечению внимания к какому-либо товару или услуге, не согласованные с рекламодателем, не должны рассматриваться как реклама. На мой взгляд, это необходимо рассматривать как личное мнение.
Но если в сторис нам рассказывают, что произвели новую партию грунта для цветов, отгрузили в магазин (указано название) или на маркетплейс (название и ссылка) — это будет явная реклама, и в этом случае не стоит удивляться санкциям со стороны ФАС.
За какие хитрости можно поплатиться
Уже после 1 сентября некоторые блогеры стали пускаться на разные ухищрения. Например, выкладывают видео примерно с таким текстом: "Так как реклама запрещена, то у меня 20 сентября не планируется никакое мероприятие, не приходите по такому-то адресу в 10 утра на него, там не будут вот такие-то спикеры, и не надо переходить по ссылке в шапке профиля, чтобы записаться туда".
Формально такое объявление не должно квалифицироваться как реклама. Но суть сообщения, несмотря на уловку, всем ясна. И как на это посмотрит ФАС, однозначно сказать нельзя.
Ещё один рискованный шаг: оставить в сторис ссылку на telegram-канал или сайт конкретного магазина с текстом вроде такого: "Платье на нашей дочке — отсюда, тут магазин, где мы торгуем детскими вещами".
Рассказ о себе или преимуществах своей продукции или деятельности в сравнении с конкурентами будет расценено как самореклама и может привести к штрафу. Тут важна правильная подача информации. Одно дело — повествовательным тоном рассказать случай из практики и показать, как вы справились с ситуацией. И совсем другое — сравнивать себя с конкурентами.
Поскольку закон ещё не начал работать, остаётся множество моментов, которые пока нельзя трактовать однозначно. Так что многие блогеры заняли выжидательную позицию, чтобы посмотреть, как будет формироваться правоприменительная практика.
За нарушение нового закона будут штрафовать по ст. 14.3 КоАП РФ:
| Категория | Размер штрафа |
|---|---|
| Физические лица | 2000-2500 рублей |
| Индивидуальные предприниматели | 4000-20 000 рублей |
| Юридические лица | 100 000-500 000 рублей |
В случае нарушения ответственность ляжет и на рекламодателя, и на рекламораспространителя. Условно, и бизнес, который отправил товар блогеру для обзора, и блогер, который показал этот товар.
Обычно поводом для проведения проверки становятся жалобы потребителей и конкурентов. Плановые проверки в сфере рекламы ФАС не проводит, но скорее всего после нововведения система начнёт пристально следить за контентом в запрещённой сети и аккаунтами брендов и блогеров. Вероятно, для этого используют специальное программное обеспечение.
* Instagram* и Facebook* принадлежат корпорации Meta**, признанной в России экстремистской и запрещённой организацией