Хайп и взаимовыручка. Как российские бизнесмены помогают друг другу пережить коронавирусный кризис

28 апреля в 17:06

Меры господдержки малого и среднего бизнеса во время коронавирусного кризиса многим показались недостаточными. Некоторые бренды на этом фоне объявили, что они сами помогут «малышам». «Секрет фирмы» изучил, на какую поддержку от более устойчивых коллег по несчастью могут рассчитывать мелкие предприниматели.

Деньги

Даже в кризис перспективные проекты могут рассчитывать на инвестиции. Например, фонд «Тилтех капитал» с участием «Вкусвилла» и партнёров вложит 1 млрд рублей в малую и среднюю розницу, а также в производителей. Компании с выручкой до 800 млн рублей в год могут получить до 60 млн рублей инвестиций в обмен на доли. Более крупные сделки обсуждаются индивидуально.

Деньги можно получить даже безвозмездно — правда, значительно меньше. Банк «Точка» открыл фонд помощи, который будет пополняться за счёт взаимодонатов — добровольных взносов клиентов банка. Сам банк внесёт в фонд 10 млн рублей. Предполагается, что клиенты могут установить процент для перечисления в фонд с каждого платежа или пожертвовать любую сумму в интернет-банке. Деньги распределят между ИП и организациями, которые подали заявки о помощи. Лимит единовременной выплаты — 200 000 рублей. Пока фонд помощи работает только для клиентов «Точки», но в будущем возможность сделать взнос получат все желающие, уточнили в банке.

Другие банки тоже разрабатывают антикризисные платформы для бизнеса. Так, Модульбанк запустил площадку для взаимопомощи предпринимателям: на ней можно меняться скидками, сервисами и другими предложениями. А «Восточный» предложил малому бизнесу обменяться персоналом.

Фото: Агентство «Москва» / Ведяшкин Сергей

Обучение

Бесплатные онлайн-курсы и консультации массово предлагают не только скучающим на самоизоляции работникам, но и владельцам бизнеса. Вот лишь несколько примеров.

  • Эксперты школы инноваций ИКРА создали горячую линию, на которой проведут бесплатные 15-минутные онлайн-консультации по развитию операционных и стратегических процессов.

  • Сбербанк запустил проект SberUnity. На этой платформе предприниматели могут задать вопросы опытным наставникам. Чтобы получить час бесплатной консультации, нужно пройти конкурсный отбор.

Реклама

Социальные сети «Одноклассники» и «ВКонтакте» до 30 июня удваивают бюджет, который представители малого и среднего бизнеса вкладывают в продвижение на платформах. Со 2 по 24 апреля «ВКонтакте» зачислила более 25 млн рублей на рекламные счета 25 000 представителей малого и среднего бизнеса, отчитались в пресс-службе соцсети.

Похожую схему внедрил «Яндекс». Предприниматели могут получить бонусы до 15 000 рублей на два месяца для размещения рекламы в сети компании.

Кроме того, до 30 сентября «Яндекс» позволит бизнесу бесплатно пользоваться рядом сервисов, например, «Диском». Всего же IT-гигант выделяет до 500 млн рублей на поддержку малого и среднего бизнеса, заявили в компании.

Услуги

  • Агрегатор такси Gett предложил помощь бизнесу, который терпит убытки. В компании предложили помощь компаниям, которые не справляются с доставкам, сообщил гендиректор Gett Russia Анатолий Сморгонский.

  • «Мегафон» предоставил бесплатный доступ к сервисам для онлайн‑конференций и вебинаров.

  • Онлайн-университет Skillbox поможет организаторам отраслевых конференций перенести мероприятия в онлайн-формат.

О подобных инициативах заявили десятки других компаний. Победительница конкурса «Лидеры России» 2017–2018 годов и соосновательница крафтовой пивоварни XP Brew Евгения Дмитриева создала агрегатор таких предложений — помогипредпринимателю.рф. В нём бизнесмены из разных регионов рассказывают, чем они могут помочь другим и от какой поддержки они бы не отказались. Заявок от помогающих на момент публикации материала было в семь раз больше, чем от нуждающихся: 35 против 5.

Фото: Агентство «Москва» / Сергей Киселев

Зачем это всё

«Не поддерживая стремление власти оберегать резервные фонды на фоне рушащейся экономики, я тем не менее понимаю причины её нерешительности. Бизнес и общество должны показать, что они хотят помочь сохраниться и экономике, и общественному порядку, и конституционному строю», —пишет экономист Владислав Иноземцев.

В перечисленных примерах можно увидеть стремление бизнеса внести вклад в спасение экономики. Но есть и менее романтизированное объяснение. От пандемии в России пострадали все отрасли, выручка упала в том числе у крупных игроков. Многие предложения о помощи — это в первую очередь антикризисные меры для самих меценатов. Так компании решают бизнес-задачи и используют их как поводы для PR-кампаний на актуальной коронавирусной повестке.

Фото: Агентство «Москва» / Ведяшкин Сергей

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе