«Раньше приходили в военной форме, даже не переодевались». Барбершопы и эротические салоны пожаловались на мобилизацию
Частичная мобилизации в России уже отразилась на бизнесе. Клиентов стало меньше: часть мужчин отправилась на фронт, некоторые покинули пределы страны, а кто-то ушёл в тень, чтобы не попасть в поле зрения военкоматов. Особенно сильно пострадали заведения, чьи основные клиенты преимущественно мужчины. Среди них — барбершопы и салоны эротического массажа. Работники этих заведений рассказали «Секрету», как изменился их заработок и каких последствий они опасаются, если ситуация затянется.
Контекст. По официальным данным, к 28 октября в России мобилизовали 300 000 человек. Ещё столько же или даже больше покинули страну. Многие «залегли на дно», а кто-то нашёл изощрённый способ не получить повестку, например перехал жить в глухой лес. Такие серьёзные перемены в жизни общества не могли не отразиться и на сфере услуг.
Так, об упавшем спросе заявили фитнес-клубы, рестораны и кинотеатры. Владельцы торговых центров заметили, что трафик посетителей заметно упал.
Что же тогда происходит в заведениях, ориентированных только на мужчин?
Барбершопы: как в ковид, но ещё хуже
С 21 сентября (в этот день Владимир Путин объявил о частичной мобилизации) в барбершопах столицы заметили резкое снижение числа посетителей.
«Прибыль и посещаемость буквально рухнули в день объявления мобилизации. Отмен запланированных визитов было не так много, а вот записываться резко перестали. По ощущениям, число посетителей сократилось почти вполовину. Был и отток сотрудников, некоторые из барберов сразу уехали из страны», — рассказал Олег, представитель московской сети барбершопов. Такая обстановка, по его словам, сложилась во многих подобных заведениях Москвы.
Владелица одной из столичных мужских парикмахерских премиум-сегмента Анастасия рассказала, что сейчас сфера услуг переживает очередной кризис, схожий с последствиями пандемии в 2020 году. Только на этот раз ситуация намного сложнее, с грустью заключает женщина.
«Посетителей у нас стало заметно меньше. Наш барбершоп посещают в основном клиенты среднего возраста, от 30 лет. Мы понимаем, что это как раз те мужчины, которые попадают под мобилизацию. Поэтому запись резко снизилась с момента её объявления. Мы потеряли 30–35% клиентов. Сейчас спад вроде остановился, но в какой-то момент мы боялись, что отток дойдёт и до 50%», — говорит Анастасия.
Хозяйка заведения отмечает, что с конца сентября они работают «в ноль». И пока о прибыли речь не идёт, рентабельность бизнеса под большим вопросом. «Такое снижение уже очень сильно повлияло на выручку барбершопа и заработок наших мастеров. Если в обычный период заполняемость составляла 76–80%, то сейчас не больше 43–45%», — поделилась Анастасия.
По её словам, расходы не снижаются: аренду приходится платить как и прежде, а цены на инструменты и расходники только растут. Но снижать зарплату сотрудникам руководство не хочет. Анастасия надеется, что в ближайшее время барбершопу удастся хотя бы удержаться на текущем уровне.
«Похожие проблемы были в период ковида, мы буквально едва держались на плаву. После пандемии случился взлёт и прирост клиентов. Но и людей в городе тогда было больше, чем сейчас. Теперь из-за мобилизации ситуация изменилась колоссально. Плюс иностранных граждан в этом году стало меньше. Кроме того, обстановка сильно влияет на доходы населения. Поэтому и решить вопрос, просто увеличив средний чек, пока затруднительно», — сетует девушка.
Владелица барбершопа верит, что клиенты рано или поздно вернутся, но понимает, что для этого нужно время: «Хотелось бы в столь непростое время поддержки от государства, потому что, как и 2 года назад, мы — пострадавшая сфера».
Мобилизация ударила по работе барбершопов и в Северной столице. Судя по рассказу Романа, представителя сети премиум-сегмента из Санкт-Петербурга, спад там не такой сильный, как в Москве, но ощутимый.
«Около 10–15% клиентов отвалилось. Наша основная аудитория — старшие менеджеры и предприниматели. Мы их регулярно обзваниваем, и всё чаще люди говорят, что уехали в командировку, длительный отпуск или находятся в отъезде и пока не могут прийти», — говорит Роман.
Штат сотрудников тоже поредел. «Из сети ушло порядка 10% работников. Некоторые из них просто исчезали без каких-либо объяснений, не выходили на работу и не отвечали на звонки. Я общаюсь с разными представителями нашей сферы, могу сказать, что в целом по рынку в стране ситуация примерно одинаковая. Где-то меньше просадка, где-то больше, но она есть у всех. В среднем сегменте люди больше стали экономить», — объясняет Роман.
По его словам, на посещаемость мужских парикмахерских стали влиять не самые очевидные факторы. Например, человек может бояться идти в ТЦ, чтобы избежать встречи с сотрудниками полиции и военкоматов. Отношения клиента с мастером тоже важны: если они доверительные и дружеские, то человеку спокойнее.
В регионах ситуация чуть иная. «После начала мобилизации было тяжело, но, как мне кажется, регионы пострадали немного меньше, — говорит владелец такого заведения из Воронежа. — В конце сентября и начале октября мы просели на 23%, но сейчас уже выросли на 40%. Сейчас я не вижу особой разницы по прибыли с прошлым годом».
Массажные заведения для взрослых: пропали военные
Вместе с барбершопами удар частичной мобилизации ощутила и индустрия пикантных развлечений. Мужчины стали реже посещать заведения для взрослых, отток клиентов заметили в московских джентльмен-клубах и стриптиз-барах .
Аналогичное снижение спроса на услуги отмечают и в салонах эротического массажа. «Конечно же, посетителей после 21 сентября у нас стало меньше. Но цифры я вам назвать не могу. Скажу только, что количество клиентов сократилось заметно», — говорит администратор одного из московских заведений Елена (тут и далее имена администраторов изменены).
В другом салоне в самом центре Москвы «Секрету» рассказали, что число клиентов у них за месяц снизилось примерно на 20%. При этом аудитория заведения резко постарела: «В основном сейчас приходят мужчины постарше, такие дядечки уже, а количество молодых парней стало намного меньше», — сказала администратор Мария.
В отличие от Москвы, сотрудницы массажных салонов для мужчин из Санкт-Петербурга особо не заметили разницы в потоке клиентов до и после мобилизации. «Пока прошёл очень небольшой период, чтобы делать какие-то выводы. Сейчас могу сказать, что количество записей у нас существенно не изменилось. Как будет дальше — предугадать сложно», — сказала Алина, администратор одного из салонов в Санкт-Петербурге.
А в приграничных регионах России массажистки отметили ещё такую закономерность: в последнее время количество клиентов там не уменьшилось, но изменился контингент. Одна из сотрудниц массажного салона рассказала, что среди гостей стало намного меньше военных, чем было ещё месяц назад.
«На мой взгляд, число клиентов в целом меньше не стало и прибыль тоже не снизилась. А вот военные у нас сейчас практически не появляются. С апреля у нас был наплыв, они приходили в форме, даже не переодевались. Их было очень много в течение нескольких месяцев, а в последнее время пропали. Давно уже не видела ни одного», — делится Софья из Брянской области.
Коллаж: «Секрет фирмы», rarehistoricalphotos.com, Unsplash/Apostolos Vamvouras,