Глубокие знания. Как устроен российский рынок секс-курсов

Уроки для взрослых. 18+
11 ноября в 19:24

«После такого на вас точно женятся. А если вы ещё и смазку принесёте разогревающую, которую можно купить у меня всего за 800 рублей, ваш мужчина сойдёт с ума», — уверяет тренер Юнона на квартирнике по оральным ласкам. Ради этого россиянки готовы отдавать за секс-курсы десятки тысяч рублей, чтобы в окружении «единомышленниц» наглаживать члены на присосках и узнавать тайны эротических массажей. Как работают и на чём зарабатывают тренинг-центры на рынке секспросвета России, выяснял «Секрет фирмы».

Кто и зачем ходит на секс-курсы

Десятки фаллоимитаторов, стеллаж с разными смазками и анальными шариками — вот что таилось за дверями обычной квартиры в челябинской многоэтажке, где я проходила тренинг по «ласкам лингама» (так называют мужской член в профессиональном сообществе; лингам — шиваитский фаллический символ).

На занятие пришли семь девушек. Каждая заплатила по 4500 рублей, чтобы поучиться «секретам Клеопатры» у тренера Юноны. Первое упражнение называлось «Три оргазма». Тренер задёрнула ярко-розовые шторы, поставила перед каждой резиновый пенис на присоске, вазочки с мороженым и чашки с горячим чаем.

«Сначала охладите рот мороженым», — скомандовала она. Затем нужно было наброситься на резиновый член, через несколько секунд хлебнуть горячего чаю и вернуться к инструменту, а на десерт набрать в рот немного газировки и продолжить упражнение — так, по словам Юноны, пузырьки будут щекотать орган.

Смазки, презервативы, мороженое, чай, газированная вода и мятные леденцы — все расходные материалы входили в стоимость тренинга. Деньги за семинар нужно было переводить на карту или отдавать наличными.

27-летняя Юлия из Перми прошла с десяток подобных курсов. Девушка никак не могла найти мужчину для серьёзных отношений и уже успела отчаяться. Но выход нашёлся сам собой: Юлия решила, что проблема в ней, и пошла прокачивать сексуальные навыки и получать новые знания.

На первом тренинге девушку учили доверять миру: она вставала на стремянку, закрывала глаза и падала спиной вниз, надеясь, что её поймают другие участницы. Ощущение полёта нужно было вспомнить перед оргазмом.

На другом семинаре Юлю учили эротично поедать мороженое и банан, надевать ртом презервативы на продолговатые предметы — от шариковых ручек до палок докторской колбасы.

Последней каплей стали ведические практики. Там за 500 рублей ей посоветовали носить длинную юбку, трясти ягодицами и рисовать бёдрами восьмёрку, чтобы раскрыть тазовое дно.

«Не знаю, какое там дно раскрылось. Но я пришла домой, посчитала, сколько денег потратила на все эти курсы. Получилось около 100 000 рублей — это без учёта тренажёров-игрушек, смазок, книг, белья и все остального, что дополнительно продают на курсах. Стало как-то стыдно перед самой собой», — признаётся Юлия.

Среди главных обещаний, которыми подобные курсы заманивают клиенток, — обещание, что женщине удастся «стать идеальной любовницей», «привязать мужчину» и «стать счастливой». Бывает, что на одном тренинге встречаются жёны и любовницы — не одного конкретного мужчины, а амплуа. Таких стараются рассаживать по разным углам.

Отдельные клиентки в погоне за счастьем ходят по кругу на все лекции, рассказывают представители индустрии. Некоторые заряжены таким энтузиазмом, что начинают «конкурировать» с преподавателем и мешать проведению тренингов. Этим дамам дарят сертификаты к конкурентам или просто вносят их в чёрный список.

Как и сколько зарабатывают тренинг-центры

Из-за большого числа «серых» игроков аналитики не могут оценить объём рынка секспросвета в России. Затрудняются в оценках и представители сферы sexed (секс-образования, секспросвета). Однако смежный рынок секс-игрушек, на которых в том числе зарабатывает образовательный бизнес (об этом ниже), показывает устойчивый рост: в 2019 году он превысил 50 млрд рублей, а за время пандемии вырос втрое.

Объём мирового рынка сексуального благополучия (в него входит как секс-образование, так и продажи интимных товаров) и в 2019 году оценивался в $74,7 млрд. По оценкам Allied Market Research, к 2027 году он достигнет $108,3 млрд.

Рынок секс-образования в России ещё очень молод. Самые старые игроки — центр сексуального развития Secrets и «Секс.рф» — открылись в 2010 и в 2012 годах. Почти за десять лет у них появилось не так много крупных конкурентов, большинство из которых сосредоточены в Москве и городах-миллионниках. И ниша до сих пор остаётся свободной, говорят игроки рынка.

Целевая аудитория секс-курсов — это женщины. «Времена "насоси на «Лексус»" давно прошли», — говорит Ирина Усанина, исполнительный директор «Секс.рф» в Петербурге (изначально компания позиционировала себя как образовательный центр исключительно для женщин). По её словам, дамы приходят на курсы больше с запросами «для себя». Впрочем, тренинги, где учат ублажать мужчин, остаются самыми востребованными в центре. Об этом говорит даже расписание: офлайн-занятия по оральным ласкам проходят семь дней в неделю.

Другой игрок рынка Secrets, хотя и позиционирует себя как центр для всех, предлагает 25 различных курсов, из которых только три нацелены на мужчин. Причём уроки, где бы их учили мастерству куннилингуса (в противопоставлении курсам минета для женщин), на сайтах крупных игроков не значатся.

Основной доход центры секспросвета получают с курсов. В столицах будущим искусницам «глубокого горла» и желающим подтянуть мышцы тазового дна придётся выложить в среднем от 3000 до 5000 рублей. Обучение проводят в группах примерно из 20 человек. Очные индивидуальные занятия стоят в пределах 20 000.

В городах-миллионниках цены бюджетнее. Групповой мастер-класс стоит около 1500 рублей. Индивидуальный урок — от 2000 рублей. Консультация для пары — 3000.

Ещё одна статья доходов для компаний на этом рынке — продажа секс-игрушек. У крупных игроков есть свои магазины, в которых продают секс-гаджеты и расходники: лубриканты, массажные масла и пр. Схема работает так: во время занятия ученикам предлагают купить игрушки и объясняют, что без них якобы невозможно научиться делать ту или иную практику, рассказывает соосновательница Kinky Russia Таня Дмитриева.

По словам владельца одного из секс-шопов в Санкт-Петербурге Ильи Пузырёва, в магазинах накрутка на товары — от 200%. В тренинг-центрах — от 250%.

«Цены в основном выше. Я покупала тренажёр мышц тазового дна. В тренинг-центре от стоил 13 900. В инет-магазинах — 10 000. Я подумала, не буду рисковать, а тут, думаю, место авторитетное. <...> Проблем не должно быть», — делится одна из посетительниц курсов в тренинг-центре.

Некоторые компании выпускают вибраторы и лубриканты под своими марками. Так, к примеру, до пандемии делал «Секс.рф». Но коронавирус поставил бизнес под удар, и его пришлось свернуть. Сколько компания зарабатывала на продаже своих товаров, Усанина не сообщила, отметив лишь, что «эти продукты принесли достойную прибыль».

По данным СПАРК, прибыль с курсов «Секс.рф» за 2019 год составила 795 000 рублей. Но если говорить о продажах секс-игрушек, хотя выручка от продаж составила почти 46 млн рублей, компания получила убыток 1,7 млн рублей и, согласно СПАРК, операции по её счетам приостановлены налоговой. Secrets работает как ИП, информация о прибыли компании не раскрывается.

Часто секс-коучи, которые самостоятельно организуют тренинг-центры, не регистрируются даже как ИП или самозанятые и не платят налоги. За незаконное предпринимательство, по словам юриста Андрея Некрасова, им грозит уголовное наказание: штраф до 300 000 рублей или арест на полгода.

Почему работать на этом рынке сложно

Психолог-сексолог Александра Сидорова в пандемию открыла в Челябинске свою студию Fluid. По её словам, даже в городе-миллионнике не хватает заведений, в которых можно было бы поговорить с сексологами, освоить новые техники и «чтобы это всё было не в каком-то полуподвальном помещении».

Полгода назад Сидорова сняла лофт в центре Челябинска, сделала ремонт, поставила витрину с секс-игрушками и запустила таргетированную рекламу в Instagran. За три месяца бизнес не окупился. Но Александра надеется выйти в плюс в течение года, потому что спрос на услуги, по её словам, «большой и стабильный».

По словам Александры из Челябинска, в её центре групповые семинары в среднем проходят три раза в месяц, на них приходят пять-семь девушек. В месяц Александра проводит более десяти индивидуальных консультаций.

Проблема индустрии — сложно найти подходящего специалиста. Именно по этой причине в Kinky Practice (подразделение Kinky Russia) вот уже четвёртый год нет мастер-классов по минету. «Найти адекватную мастерицу, которая владеет всеми практиками, при этом феминистка и может рассказывать об этой практике с точки зрения женской субъектности, довольно сложно», — говорит Таня Дмитриева.

Часто сексуальным практикам обучают люди, далёкие от психологии и сексологии. Тренер Юнона из Челябинска рассказывала, что раньше работала менеджером в небольшом банке, а всем техникам научилась на собственном опыте.

Другая сложность — бизнес в этой сфере непросто продвигать. Эротические курсы зачастую делают это через секс-шопы. По словам владелицы интим-магазина в Астрахани, для этого используют клиентские базы — постоянные клиенты оставляют свои контакты для новых скидок и предложений.

Набрать небольшую группу для тренинга несложно: SMS-рассылка или письма на электронную почту работают очень эффективно. Иногда продавцы магазинов «партнёрятся» с образовательными центрами и сами выступают в качестве секс-гуру и дают советы по орально-мануальным техникам.

Сложнее обстоят дела с продвижением через соцсети. Правила запрещают публиковать рекламу «для взрослых». С одной стороны, соцсети доступны, с другой — там блокируют даже невинные образовательные публикации с чёрно-белыми абстрактными картинками.

Из-за этого сложно пользоваться таргетированной рекламой в Facebook и Instagram — каждое второе объявление не проходит модерацию, рассказывают организаторы Kinky Party (кинки-вечеринки, ещё одно подразделение Kinky Russia). Аккаунт компании в Instagram блокируют раз в полгода, что, по оценке компании, наносит ущерб примерно в 600 000 рублей.

Доля соцсетей в продвижении бизнеса Kinky составляет примерно 60% — это естественная аудитория, таргетированная реклама и сотрудничество с блогерами. Остальное приходится на публикации в СМИ и сарафанное радио.

«Мы используем PR, у нас довольно живая, активная и работающая рассылочная база. Люди подписываются и открывают наши письма, и для нас это важный инструмент и канал», — объясняет Дмитриева.

Продвигаться в поисковиках попроще. «Но тут другая проблема: по нашим запросам люди редко хотят получать образование. Чаще всего они ищут какой-то порноролик или сексуальную практику. Довольно сложно находить аудиторию именно потому, что люди ищут не совсем то, что мы им предлагаем», — говорит Дмитриева.

Впрочем, в регионах эффективнее пока что работает сарафанное радио. «Клиенты советуют нас своим друзьям и знакомым, те интересуются, приходят, зовут новеньких», — рассказывает Александра Сидорова.

С приходом пандемии спрос на курсы не снижается: за октябрь в «Яндексе» более 16 000 пользователей искали «уроки минета». Психотерапевт Анна Таипова отмечает, что в этом нет ничего предосудительного. Главное — попасть в руки к правильному специалисту, который не только научит «глубокому горлу», но и избавит от неверных установок, связанных с сексом.

Коллажи: «Секрет Фирмы», картины Сандро Боттичелли

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе
Ещё по теме