Что такое потребительский экстремизм. Объясняем простыми словами
Потребительский экстремизм — злоупотребление законодательством о правах потребителей в корыстных целях.
Проще говоря, «клиент всегда прав» — золотое правило ретейла. Но, когда потребители начинают использовать лазейки в законах ради выгоды, эксперты говорят о потребительском экстремизме или даже «потребительском терроризме».
В конфликте между производителями, продавцами и потребителями законодательство в большинстве случаев также на стороне последних, говорят юристы. В июне 2012 года Верховный суд постановил защищать потребителя с большей силой, а в спорных ситуациях — вставать на сторону «незащищённой стороны».
Считается, что потребительский экстремизм — реакция покупателей на политику ретейлеров, которые необоснованно завышают цены и в открытую используют хитрые трюки для повышения продаж.
Пример употребления на «Секрете»
«Последнее время в Рунете начали появляться инструкции, как обмануть продавца на AliExpress. Покупатель, например, в фоторедакторе пририсовывает трещину на экран полученного смартфона и часто выигрывает $15–20. Это настоящий потребительский экстремизм, ещё мы называем таких покупателей потребителями с низкой социальной ответственностью».
(Директор по связям с госорганами «AliExpress Россия» Сергей Лебедев — о том, как русские обманывают продавцов на маркетплейсе.)
Нюансы
Вариантов потребительского терроризма много.
Покупатель интернет-магазина может заявить, что при пересылке почтой заказ не пришёл. Или пришёл, но не соответствует описанию на сайте. А ещё клиент может приобрести дорогостоящую вещь, «попользоваться», а через несколько дней вернуть — якобы не подошла.
Дальше — больше. Суд обязывает продавцов выплачивать пени за каждый день просрочки исполнения своих обязательств. И потребитель на этих деньгах может наживаться.
Даже если клиенты возвращают производителю подделку вместо оригинала, закон может встать на сторону потребителя.
Из-за пробелов в законодательстве в некоторых регионах действуют группировки чиновников и рядовых потребителей, которые получают с крупных ретейлеров миллионы рублей.