Что происходит в российской сфере дизайна и ремонта из-за санкций. Мнения предпринимателей
В прошлом году эксперты предсказывали рост цен до 10% на стройматериалы и новостройки. Однако с учётом резкого ослабления рубля и массовых санкций против России очевидно, что эта цифра будет расти. Влад Седов, основатель дизайн-бюро Lines, узнал у представителей сферы недвижимости и дизайна, как сказывается нестабильная ситуация на их бизнесе.
Как меняются спрос и предложение на рынке недвижимости
В марте Центральный банк РФ повысил ключевую ставку до 20%. Это повлекло за собой резкий рост ставок ипотечного кредитования, который может снизить спрос: если за первые десять месяцев 2021 года при ставке от 6% банки выдали больше ипотечных кредитов, чем за весь 2020 год, то в 2022 году в связи с новыми условиями подобных рекордов ждать не придётся.
По моему мнению, цены на строительство, материалы и предметы интерьера нестабильны и сильно растут, а у заказчиков постепенно снижается покупательная способность. В более премиальном сегменте одни клиенты продолжают работать, как и раньше, а другие ставят проекты на паузу, но планируют вернуться чуть позже.
Многие ищут новые способы поставки материалов и возможности контакта с аудиторией.
Отрасли предстоит процесс стабилизации в новых экономических условиях. Насколько длительным он будет, зависит от нескольких факторов: какие меры поддержки населения и застройщиков примет государство, будут ли открываться новые рынки поставок и как быстро переориентируется внутренний рынок производства стройматериалов. В ближайшие два-три месяца станет понятно, насколько спрос изменился по сравнению с показателями 2021 года.
Если говорить о коммерческой недвижимости, то у нас пока не заморозился ни один проект в этой сфере. В России на самом деле очень смелые предприниматели. Мне кажется, у нас огромный опыт работы в сложных, кризисных ситуациях, и мы можем подстраиваться под новые условия. Проекты, в которые заказчики уже вложили 70–80% средств, не останавливаются.
Несмотря на нестабильность рынка, заказчики продолжают инвестировать в открытие ресторанов в Москве, Сочи и Казани — ожидается поток туристов. Есть запросы на общественные пространства для жилых комплексов.
Как реагируют клиенты в кризис
В кризисной ситуации реакция людей делится на два типа: одни начинают быстро действовать и искать возможности, другие занимают выжидательную позицию. Действует ли это правило в дизайне и ремонте?
Так, заказчики, которые уже находятся на этапе разработки дизайн-проекта, не заканчивают начатое. Но если говорить о потенциальных клиентах, то в первую неделю событий наш рабочий телефон молчал, а один потенциальный клиент отказался от сделки, хотя мы были в шаге от заключения договора — заказчик решил не покупать квартиру. По нашей статистике сделок и обращений от ЖК, сейчас к заказу дизайн-проектов в большей степени готовы только премиум- и бизнес-клиенты.
Ситуация оказала влияние и на заказчиков, которые находятся на старте и в процессе ремонта: поскольку неизвестно, насколько вырастут цены и будут ли в наличии нужные товары, одни покупают всё доступное сейчас (закрепляя цену и получая выгоду), другие идут планомерно за увеличением цен, третьи и вовсе отказываются делать ремонт из-за большой неопределённости. За это время у нас встал на паузу только один проект из находящихся на стадии проектирования. Три из семнадцати остановились на стадии ремонта.
Я думаю, через три-четыре месяца дефицит и ценообразование станут более предсказуемыми и паника уйдёт. Просто качественный ремонт снова станет дорогим.
В кризис 2014 года наши заказчики активно покупали недвижимость и заказывали проекты. Сейчас ситуация иная и более сложная, непонятная. Но уже за эти недели к нам поступили два крупных проекта. Это сигнализирует нам, что люди продолжают покупать недвижимость и заказывать дизайн.
Импортозамещение: поменяется ли работа с поставщиками материалов
Среди строительных и мебельных компаний уже приостановили работу в России крупные поставщики — IKEA, Jysk, OBI. Аналогично поступили и бренды масс-маркета, которые создавали дизайнерские детали интерьера. Среди них — Zara Home и H&M Home.
В первую очередь новые ограничения привели к росту цен на строительные и отделочные материалы — по отдельным позициям от 40 до 200% стоимости. Наиболее существенное подорожание, разумеется, у европейских производителей: именно их напольные покрытия, плитка, сантехника, фурнитура, световое оборудование используются в дизайнерских интерьерах. Вероятнее всего, какое-то время цены будут расти и дальше. Но спустя несколько месяцев мы можем увидеть стабилизацию на уровне +20–35%.
В перспективе отделочные материалы, свет и мебель смогут заменить российские производители. Их рынок пока небольшой, сосредоточен в основном в частных руках, однако это качественные продукты, которые нередко создаются по индивидуальному заказу. Вероятнее всего, ряд российских нишевых брендов запустит более массовые линейки, чтобы предложить альтернативы. Вопрос сырья в данном случае остаётся открытым, однако переориентация на азиатских поставщиков также возможна. Сырьё для мебели — древесину, металл — уже сейчас можно закупать в России, а вот заменить позиции, связанные с текстилем, будет сложнее. Изготовление необходимой фурнитуры в первое время, скорее всего, будет происходить по индивидуальному заказу на отдельных небольших фабриках.
В сфере отельного дизайна сейчас большой дефицит материалов с нужными характеристиками и сертификатами. Конечно, корпусную мебель могут исполнить российские мебельщики. Но полное импортозамещение пока невозможно: в России не производятся материалы, отвечающие техническим требованиям отельных операторов, такие как негорючие обивочные ткани из специальной синтетической нити, негорючий ковролин и прочие. Мы попытаемся по ходу работы оптимизировать какие-то решения и ищем аналоги в других странах. Например, у турецких, китайских производителей и поставщиков из Арабских Эмиратов. Мне кажется, любые ограничения — это поиск новых идей и решений.
Фото: Unsplash, Unsplash License