secretmag.ru
Опубликовано 06 октября 2021, 17:07
7 мин.

Внимание на знаки. Какие требования есть у крупных российских маркетплейсов к защите брендов

Разбираемся вместе с патентным поверенным

Неподготовленный и необдуманный выход на маркетплейсы может привести к финансовым и репутационным потерям, судебным искам и даже к закрытию бизнеса. Перед тем как заходить на эти крупные торговые площадки, необходимо убедиться, что ваш бренд не нарушает чужих интеллектуальных прав и — что тоже важно — защитил собственные права.

Внимание на знаки. Какие требования есть у крупных российских маркетплейсов к защите брендов

Патентный поверенный Елена Купцова изучила договоры самых востребованных маркетплейсов — Wildberries, OZON, «Яндекс.Маркета», «Сбермегамаркет», Lamoda, AliExpress — и рассказала «Секрету», какие требования по товарным знакам (ТЗ) они предъявляют к поставщикам и как можно минимизировать риски при работе с этими площадками.

Елена Купцова
патентный поверенный № 1264, руководитель управления патентования бюро «Гардиум»

Маркетплейсы не берут на себя ответственность за неправомерные действия в сфере интеллектуальной собственности (ИС), площадки прописывают соответствующие пункты в договорах с компаниями и ИП.

То есть, заключая договор с маркетплейсом, компания или предприниматель соглашаются: вся ответственность за нарушение прав на товарные знаки ложится на них. И если ваши товар или услуга не уникальны, нарушают права другого лица, то вам могут грозить иски и штраф до пяти миллионов рублей.

Более того, ряд маркетплейсов, чтобы максимально обезопасить себя от возможных жалоб на нарушение интеллектуальных прав, не допускает на свою платформу без подтверждения прав на товарные знаки.

Товарные знаки на Wildberries

Особенности договора. Маркетплейс не требует зарегистрированного товарного знака для начала работы. Однако после начала работы платформа требует от продавца предоставить свидетельство или номер заявки на регистрацию, поданный в ответственную за выдачу патентов организацию (в РФ этим занимается Роспатент).

Чем грозит нарушение прав на ИС. Если же возникает спорная ситуация, у продавца есть 24 часа, чтобы отправить площадке разрешительные документы на использование товарного знака. В противном случае по истечении этого срока личный кабинет могут заблокировать и площадка может выставить штраф за нарушение прав в сфере ИС (например, за реплики известных брендов Wildberries выставляет штраф около 100 000 рублей за позицию).

Товарные знаки на Ozon

Особенности договора. Ozon тоже не требует наличия зарегистрированного товарного знака для начала работы. Но при загрузке товаров в личном кабинете нужно загрузить и свидетельство на товарный знак. Если этого не сделать, то ваш виртуальный магазин закроют.

Если же вы реализуете товары, знаки на которые зарегистрированы на другое юрлицо, то необходимо подготовить и предоставить договор купли-продажи, лицензионный или дистрибьюторский договоры. Также можно зайти на площадку только с официальным письмом от правообладателя с согласием на использование вашей организацией его товарного знака.

Чем грозит нарушение прав на ИС. В договоре о сотрудничестве с маркетплейсом прописано, что продавец-нарушитель обязан будет компенсировать документально подтверждённые убытки и выплатить штраф в 150 000 рублей за каждый случай нарушения. И это касается, к слову, не только фактов использования чужого зарегистрированного обозначения, но и различных несоответствий в информации о товаре.

Товарные знаки на «Яндекс.Маркете»

Особенности договора Подтверждение прав на бренд обязательно, чтобы получить доступ к «Яндекс.Маркету» и пользоваться этой платформой. В договоре, который заключают поставщики товаров и услуг с маркетплейсом, указано, что свидетельство на товарный знак или лицензию на его использование необходимы для доступа к личному кабинету производителя. При размещении нескольких товаров под несколькими брендами продавец обязан подтвердить права на каждый.

Это ещё не всё. Каждый товар, который размещают на «Яндекс.Маркете», проходит проверку, она длится два рабочих дня. В частности, проверке подлежит информация, указанная продавцом в стандартной анкете, а также — документы, которые подтверждают права на товарный знак. Работать на платформе можно только после успешного прохождения проверки. Чем грозит нарушение прав на ИС. С продавца могут потребовать компенсацию причинённых «Яндекс.Маркету» убытков, в том числе судебных издержек, оплаты штрафов. Договор с таким продавцом расторгнут.

Товарные знаки на «Сбермегамаркете»

Особенности договора. Для работы на базе «Сбермегамаркета» какие-либо документы, подтверждающие права на бренд, не требуются. Но это не означает, что можно размещаться на этой платформе без зарегистрированного товарного знака.

Чем грозит нарушение прав на ИС. Маркетплейс оставляет за собой право потребовать с продавца-нарушителя компенсацию понесённых из-за его недобросовестных действий убытков, в том числе связанных с удовлетворением требований партнёров платформы. А также применить к нарушителю штрафные санкции. Штраф «Сбермегамаркета» за каждое отдельное нарушение прав на товарный знак составляет 30 000 рублей.

Товарные знаки на Lamoda

Особенности договора. Маркетплейс Lamoda первым ввёл строгие требования по соблюдению прав на товарные знаки. Площадке предъявили иск из-за продажи обуви под чужим обозначением. После этого Lamoda ввела жёсткие правила. Предприниматель обязан предоставить маркетплейсу свидетельство на ТЗ или нотариально заверенные копии лицензии на его использование.

Чем грозит нарушение прав на ИС. Если Lamoda заподозрит продавца в нарушении чужих интеллектуальных прав, страницу продавца могут заблокировать, а его самого — оштрафовать. Точная сумма не указана, она зависит от убытков, которые может понести маркетплейс от незаконного использования ИС. В соглашении есть пункт, обязывающий поставщика оплатить такого рода убытки и неустойку во внесудебном порядке.

Товарные знаки на AliExpress

Особенности договора. В правилах публикации товаров на AliExpress защите прав на объекты ИС отведено несколько пунктов. Первый — общий, это требование не нарушать Федеральный закон о защите ИС. Согласно этому требованию, на маркетплейсе запрещена реализация контрафактной продукции, реплик и иных вариаций.

Второй пункт уточняет: нельзя использовать бренды, их элементы и ИС брендов, на использование которых у продавца нет разрешения. Речь здесь идёт, безусловно, и о товарных знаках — логотипах, названиях и так далее. Платформа уточняет: если на товарах продавца есть лого какого-то бренда, придётся предоставить документы, подтверждающие право на использование ТЗ.

Кроме того, нельзя использовать чужие товарные знаки при составлении ключевых слов для поиска товара. Исключение — если продавец размещает товар, который предназначен для использования с каким-либо брендом: например, чехлы для iPhone. Но, если на таком чехле появится логотип компании Apple, потребуются разрешительные документы.

Чем грозит нарушение прав на ИС. Платформа также оставляет за собой право потребовать компенсацию убытков и издержек из-за любых нарушений пунктов договора, в том числе в отношении ИС. Магазин продавца могут заблокировать.

Внимание на знаки. Какие требования есть у крупных российских маркетплейсов к защите брендов

Как зарегистрировать товарный знак для выхода на маркетплейс

Чтобы узнать, обязательно ли предоставлять свидетельство о регистрации товарного знака для начала работы с маркетплейсом, загляните в соответствующий раздел договора с площадкой. Разделы эти могут называться по-разному, ориентироваться можно на некоторые ключевые слова: «требования к товару», «ответственность сторон», «интеллектуальная собственность» и так далее.

Эти разделы также помогут понять, что именно грозит за нарушение чужих интеллектуальных прав со стороны маркетплейса — это штрафы, требования компенсации убытков и издержек, блокировка личного кабинета продавца и так далее.

Не стоит забывать и о санкции со стороны правообладателя, который может через суд потребовать компенсацию вплоть до 5 млн рублей.

Чтобы избежать этих ситуаций, важно позаботиться о своём бизнесе перед выходом на маркетплейс и зарегистрировать товарный знак или подать заявку на его регистрацию в Роспатент.

Для регистрации товарного знака нужно:

  • проверить уникальность;
  • оплатить пошлину за проверку обозначения по соответствующим классам МКТУ (Международной классификации товаров и услуг. Они перечислены здесь);
  • заполнить заявку на регистрацию и направить её в Роспатент;
  • дождаться ответа ведомства — положительного или отрицательного;
  • устранить причину отказа в случае отрицательного ответа или оплатить еще одну пошлину — теперь за регистрацию товарного знака — в случае положительного;
  • получить свидетельство на товарный знак.

Регистрация торгового знака может занять от шести месяцев до полутора лет.

Роспатент предъявляет довольно много требований к регистрируемым обозначениям.

Главные из них:

Уникальность

Уникальность товарного знака можно проверить и самостоятельно. Для этого есть бесплатный сервис проверки. Но одного этого может быть недостаточно: необходимо правильно заполнить форму поиска, выбрать соответствующие классы МКТУ. Без соответствующего опыта сделать это непросто. Большая часть сервисов позволяет проверить только названия, без изобразительного компонента — и только по базам уже зарегистрированных товарных знаков. Заявки, находящиеся на рассмотрении, не учитываются. Но именно они могут угрожать вашему бизнесу, если заявку на аналогичный или схожий товарный знак подали раньше.

Например, если вы хотите зарегистрировать товарный знак «Гардиум», то при проверке вы узнаете, что есть уже два таких знака. И оба они зарегистрированы, просто для разных классов МКТУ.

«Гардиум», товарный знак № 504964, относится к 45-му классу МКТУ (юридические услуги). «Гардиум», товарный знак № 673804, — к 5-му классу (фармпрепараты). Оба наименования зарегистрированы в соответствии с законом: регистрировать одинаковые знаки для разных видов товаров и услуг можно. Поэтому крайне важно верно определить класс МКТУ.

Охраноспособность

Охраноспособность — это соответствие обозначения требованиям, прописанным в законодательстве. Оценить охраноспособность наименования не может ни один сервис, поэтому для успешной регистрации товарного знака зачастую обращаются в патентные бюро.

Помощь патентного бюро может потребоваться и в тех случаях, если нужно решить проблемы, прямо препятствующие регистрации. Например, если нужно внести какие-либо коррективы в товарный знак, переделать логотип. В более сложных случаях к делу привлекают юристов по интеллектуальным правам. Например, если для успешной регистрации нужно договориться с владельцами конфликтующих товарных знаков, оспорить права на них или аннулировать знаки через суд. Последнее можно сделать в том случае, если наименование не используется правообладателем дольше трёх лет.

Регистрация обозначения, безусловно, занимает время. Но эти затраты, как правило, окупаются. Тем более что это можно делать параллельно основной деятельности: многие маркетплейсы, как следует из нашего анализа, позволяют работать с заявкой на регистрацию товарного знака, которая находится на рассмотрении.

Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com