01 октября в 20:08
12 мин.

Пост сдал. Готовы ли российские компании увольнять сотрудников за активность в соцсетях

Западные компании легко могут попрощаться с сотрудниками из-за того, что они наговорили лишнего в соцсетях. Яркий пример — увольнение в начале 2021 года звезды сериала Disney «Мандалорец» Джины Каррано, допустившей в своём твиттере резкую критику политического строя в США. Не помогло даже удаление спорных публикаций — аудитория Disney подняла шум, оказавшийся громче, чем голоса защитников актрисы. Российские работодатели тоже начали присматриваться к тому, что и как пишут их сотрудники в сети. Могут ли россиянина уволить за неосторожный пост на личной страничке? «Секрет» решил это выяснить.
Пост сдал. Готовы ли российские компании увольнять сотрудников за активность в соцсетях

Исследование 2020 года показало, что за последние 10 лет россиян начали куда чаще увольнять из-за их интернет-активности (10% против 5% в 2011 году). Это не только стирает личные и профессиональные границы, но и создаёт серьёзные риски: любое высказывание в интернете может вызвать пристальное внимание работодателя.

Компании выпускают для своих сотрудников рекомендации по поведению в социальных сетях. Но даже если специфических правил на этот счёт в компании нет, значит ли это, что её сотрудники защищены от бдительного взора босса и HR и могут писать, что им вздумается?

По аккаунту встречают

Внимание к личным страничкам человека в социальных сетях работодатель может проявить ещё на этапе найма. Открытые аккаунты — кладезь ценной информации, по которой можно сделать вывод, вписывается ли потенциальный сотрудник в новый коллектив.

Анна Ларионова

директор по маркетингу Ventra и сервиса для заказа временного персонала Ventra Go!

Соцсети выступают определённым фильтром при приёме на работу — как цифровая визитная карточка. Работодатели смотрят не только резюме и рекомендации соискателя, но и то, как кандидат себя ведёт в публичном интернет-пространстве. Кто он, что он пишет, каковы его интересы, что о нём пишут другие люди. И естественно, что компания хочет взять того, кто разделяет её ценности.

Марина Малашенко

HR-директор сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip

Многие соискатели сами указывают личные страницы в резюме. Это помогает работодателям лучше узнать человека с неформальной точки зрения: появляется понимание о том, что его интересует помимо работы. Благодаря этому становится ясно, совпадают ли ценности компании со взглядами соискателя.

Сергей Козлов

генеральный директор «Мегаплана»

Бывают разительные отличия между фривольными фоточками в профиле и тем, какой «причёсанный» приходит человек на собеседование. Например, одна девушка танцевала откровенные танцы. На собеседовании у неё была строгая одежда, выдержанные ответы на вопросы, тихий голос. Так и не подумаешь, какая она весёлая бывает.

Иван Пипченко

СЕО Outside Digital

Когда мы собеседуем нового кандидата, HR трекает его профили на совместимость с корпоративной культурой и будущие вызовы. При этом мы отслеживаем потенциальных агрессоров и «неадекватов». Например, если человек постит рекламу финансовых пирамид или нацистские мемы, нам с ним точно не по пути. Но я не поддерживаю тренд на cancel culture и считаю, что твиты десятилетней давности могут не соответствовать взглядам человека сегодня. У всех есть право на ошибку и рост личности.

Пост сдал. Готовы ли российские компании увольнять сотрудников за активность в соцсетях

Как к активности сотрудников в соцсетях относятся в российских компаниях?

​​Практически все опрошенные «Секретом» руководители указали, что социальные сети — это личное пространство человека. Вместе с тем эксперты признают, что в век информационной открытости слова одного человека легко могут соотнести с позицией всего бренда. И если сотрудники не будут следить за своими словами, их могут обвинить в ущербе деловой репутации компании или в чём похуже.

Елена Кожемякина

управляющий партнёр юридической фирмы BLS

Допустим, в одной из соцсетей сотрудник в переписке с другим человеком нелестно отозвался о своей компании и руководителе. Переписка была открытой, её случайно увидел HR-специалист компании. В итоге работнику вынесли дисциплинарное замечание. Он не согласился и хочет подать в суд. Подобных кейсов у нас с каждым годом всё больше, но они ещё не стали привычным делом. А вот за рубежом — это обычная практика, ведь максимум процессов и ситуаций, затрагивающих интересы компании, там регламентированы.

Юристы пояснили «Секрету», что для того, чтобы увольнение за посты в соцсетях было хотя бы похоже на законное (об этом подробнее мы расскажем ниже), компания должна отразить ответственность за публичные высказывания в соответствующих внутренних актах и трудовых договорах, с которыми соглашаются их сотрудники. Однако, как показал опрос компаний, пока о такой необходимости задумываются немногие.

Александр Ларьяновский

управляющий партнёр онлайн-университета Skypro

У нас нет политики, регулирующей поведение сотрудника в соцсетях. В компании есть публичные принципы. Пока нам этого достаточно. Разумеется, несогласие с нашими принципами является основанием для пересмотра трудового соглашения. Мы не регламентируем политические взгляды и не требуем их скрывать. Скорее мы рассчитываем на здравый смысл сотрудников, чем на запретительные меры.

Павел Гужиков

основатель и СЕО финтех-компании «Деньги вперёд»

Ничего нигде не прописано. У нас команда здравомыслящих людей, у каждого может быть своё личное мнение. Свобода слова — одна из главных ценностей современного общества. При этом я думаю, что каждый публичный человек сам должен понимать, что какие-то высказывания могут повлиять на бизнес, с которым он связан. Простое негласное правило — действуй, исходя из того, что лучше для компании.

Михаил Добров

директор по маркетингу BlaBlaCar в России

Персональные страницы в социальных сетях — это приватное пространство сотрудников. Мы исходим из того, что публикуемая там информация отражает их личную точку зрения и они не являются официальными представителями компании. Если бы сотрудник на своей странице начал активно выступать с заявлениями, противоречащими принципам компании, мы бы постарались разобраться в причинах этого. Но в случае непреодолимых противоречий пришлось бы принять решение о наших дальнейших взаимоотношениях. Мы не можем поступиться принципами компании ради одного человека.

Марина Малашенко

HR-директор сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip

Наша корпоративная культура строится на толерантности, уважении взглядов сотрудников. Их убеждения не влияют на рабочие процессы, и у нас нет правил, регламентирующих поведение в соцсетях. Времяпрепровождение и общение сотрудника вне работы относится к частной жизни, в которую компании нежелательно вмешиваться. Если коллеги активно ведут свои социальные сети, рассказывая и о месте работы, конечно, нам важно, чтобы эта информация не вредила репутации компании. Однако, как правило, она, наоборот, идёт только на пользу.

Пост сдал. Готовы ли российские компании увольнять сотрудников за активность в соцсетях

Тем не менее многие руководители уже стараются как-то урегулировать щекотливые вопросы, связанные с присутствием их сотрудников в соцсетях и мессенджерах.

Андрей Башкатов

исполнительный директор российского подразделения Xella International

В нашей компании существует «нетикет». В основном он основан на здравом смысле и призывает к осторожности в высказываниях в социальных сетях. Этот внутренний «гайдлайн» касается всех, но в трудовом договоре это не отражается и является просто напоминанием. Не уверен, что все сотрудники российского офиса дочитали письмо, в котором говорилось об этом.

Иван Пипченко

СЕО Outside Digital

Иногда мы мониторим аккаунты уволившихся сотрудников и отдельно — что пишут члены команды о клиентах. Были неприятные истории, когда экс-коллеги «присваивали себе всю славу» и рассказывали о своем участии в проектах агентства, забывая упомянуть собственно агентство. В связи с этим мы ввели в трудовые договоры пункт об обязательном согласовании с руководством постов с рабочими кейсами. Если проект под NDA, мы предупреждаем о запрете публиковать что-либо до заветной даты, чтобы не подвести клиента и не подставить компанию. Соблюдение этих запретов — на совести сотрудников.

Иногда особенности сферы деятельности компании сами собой налагают ограничения на то, что могут и не могут говорить их сотрудники.

Алексей Гавришев

адвокат, глава AVG Legal

Наша профессиональная деятельность связана с адвокатской тайной, всевозможными расследованиями, активной работой со СМИ. Любая информация имеет для нас значение. Как таковых ограничений на пользование сетями я не ввожу, но каждый член AVG Legal всегда знает политику компании и требования к имиджу. Помимо общих вещей, связанных с безопасностью и негативом в отношении сотрудников, ключевым для нас является уровень владения родным языком и умение излагать свои мысли на письме, что важно в нашей работе.

Вместе с тем лишь немногие компании всерьёз озаботились вопросом соответствующих регламентов, регулирующих общение их сотрудников в соцсетях. И, как заверили большинство собеседников, применять их на практике приходится нечасто.

Виктория Цой

директор департамента персонала ПЭК

Каждый работник несёт ответственность за разглашение коммерческой тайны: и руководящие менеджеры, и рядовые сотрудники. Этот пункт отражён в трудовом договоре. Если через интернет произошла утечка сведений служебного характера, если отзыв в соцсети нанёс репутационный вред компании, если высказывания сотрудника вызвали негативную реакцию в сторону компании, как работодатель, мы не можем не отреагировать на это. Но каких-то резонансных случаев в этой связи у нас не происходило.

Ораз Дурдыев

директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям пивоваренной компании AB InBev Efes

Мы регулируем коммуникации в СМИ и в социальных сетях. Темы, которые сотрудникам нежелательно затрагивать без согласования, — это деятельность партнёров, поставщиков, дистрибьюторов и иных лиц, связанных с компанией, действующих и бывших коллег, общественных и государственных деятелей и т. п. Мы рекомендуем сотрудникам воздерживаться от участия в агрессивных дискуссиях, ругательств, дискриминации, распространения ложной или противоправной информации, нарушения авторских прав.

Максименко Антон

HR-директор Fix Price

В компании действует отдельный пакет регламентов, регулирующий поведение работников. В частности, работник обязан поддерживать и повышать репутацию и деловой имидж компании. Если говорить конкретно о поведении в соцсетях — на этот счёт отдельных регламентов нет, но подразумевается, что работник соблюдает принципы деловой этики в любом социальном пространстве.

Екатерина Мовсесян

генеральный директор агентства КРОС

В КРОС существует кодекс, который в том числе регулирует поведение в соцсетях. При приёме на работу все сотрудники соглашаются ему следовать, это часть корпоративной культуры. У нас нет задачи мониторить каждый пост каждого сотрудника, но HR-служба и руководители подразделений отвечают за то, чтобы установленные правила соблюдались. Каждое выявленное нарушение этических норм разбирается индивидуально в соответствии с внутренним протоколом. До увольнений пока не доходило.

Пост сдал. Готовы ли российские компании увольнять сотрудников за активность в соцсетях

Если в компании всё же считают нужным регулировать, что и как говорят их сотрудники в соцсетях, чаще всего это касается только самых заметных из них: руководителей и специалистов, которые регулярно общаются с клиентами и партнёрами. Отслеживанием их аккаунтов чаще всего занимаются сотрудники отделов HR, PR или внутренней безопасности. Но постепенно работодатели приходят к выводу, что ответственность за репутацию компании несут все сотрудники, от топ-менеджеров до уборщиц.

Ольга Соколова

партнёр агентства по аналитике социальных медиа Digital Guru

За публичными аккаунтами топ-менеджеров компании всегда старались следить. Как правило, на стороне отдела HR или PR был отдельный человек, который просматривал страницы (или которому присылали публикации). И сами топ-менеджеры в целом понимали свою ответственность и знали, что высказанная ими позиция может восприняться аудиторией как позиция компании. Однако с развитием соцсетей ответственность за контент распространилась и на средних руководителей, и даже рядовых сотрудников. Оперативно отследить это вручную уже сложнее, особенно если в компании большой штат сотрудников. Тут приходится применять автоматизированные средства.

Ораз Дурдыев

директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes

Наша политика внешних коммуникаций регулирует соответствующие действия всех представителей компании: от топ-менеджеров до сотрудников младшего звена. Регламентируются высказывания от лица компании, а также вопросы, касающиеся разглашения коммерческой тайны и конфиденциальной информации.

Максименко Антон

HR-директор Fix Price

Регламенты в отношении деловой этики распространяются на всех сотрудников без исключения. У нас есть автоматизированная система мониторинга и группа, ответственная за мониторинг неправомерных действий сотрудников. Также сформирован специальный Комитет по этике, рассматривающий поступившие обращения и конфликты.

Ольга Ким

HR-директор «Авито»

Неважно, говорит он о компании в соцсетях или дома с друзьями: каждый сотрудник является амбассадором бренда и влияет на его репутацию. А это большое преимущество и ответственность одновременно.

Пост сдал. Готовы ли российские компании увольнять сотрудников за активность в соцсетях

А что говорит право?

Опрошенные «Секретом» юристы указали, что российское трудовое право вопрос ответственности работников за посты в соцсетях не регулирует. Тем не менее компании по своему усмотрению могут использовать для спорных ситуаций любые алгоритмы, прямо не запрещённые законом.

Но вот уволить или даже прямо наказать за пост в соцсетях проблематично, подчеркнула партнёр юридической фирмы BLS ​​Елена Кожемякина. Почти невозможно доказать, что сообщение в интернете опубликовал конкретный работник и что это связано с его должностными обязанностями. Нет в трудовом кодексе и понятия «репутация».

Единственное, что может послужить каким-либо обоснованием для наказания, — это принятый в компании локальный нормативный акт, регулирующий публичные высказывания. Если работник нарушит прописанные в нём правила, его можно уволить за несоблюдение обязанностей (а соблюдать внутренние правила — тоже обязанность сотрудников).

Руководитель юридической практики компании «Интерцессия» Кирилл Стус предположил, что отдел кадров или руководитель никогда не скажет сотруднику официально, что поводом для увольнения стала публикация в сети. Может найтись любая другая причина, соответствующая ТК РФ, — она и будет указана в документах о расторжении трудового договора. А порой сотрудника и вовсе без объяснений просят уволиться по своему желанию.

Если у работодателя нет доказательств, что сотрудник действительно нарушил правила, тот может восстановиться через суд и получить компенсацию за вынужденный простой. Но и здесь есть подводные камни: спор легко может перетечь из трудовой плоскости в гражданскую.

По ГК РФ человек вправе потребовать в суде опровержения информации, порочащей его честь, достоинство и деловую репутацию. Обратиться с таким иском может не только физлицо, но и компания. По словам руководителя правового департамента Конфедерации труда России Олега Бабича, в этом случае уже работнику придётся доказывать, что информация, которую он распространил, соответствует действительности, не клевета или коммерческая тайна.

Елена Кожемякина посоветовала сотрудникам хотя бы не выкладывать в публичный доступ доказательства нарушения трудовой дисциплины: использования корпоративных льгот в коммерческих целях, прогулы под предлогом болезни и т. д. Даже в этом случае работодателю будет сложно правильно и законно произвести увольнение. Но после вынесения нескольких дисциплинарных замечаний работника уже можно будет уволить за повторяющееся нарушение.

Перспективный подход

Хотя в большинстве опрошенных «Секретом» компаний практика слежки за сотрудниками в соцсетях и обязательной подписки на коллег пока не прижилась, многие признали, что такие тренды вполне могут прийти к нам из-за рубежа. И далеко не все расценивают это как что-то негативное.

Екатерина Рыжова

директор образовательной компании «ЯКласс»

Думаю, что такая практика может быть хороша для крупных компаний, в которых количество сотрудников исчисляется тысячами и важно сохранять определённый контроль над ситуацией при обширной разветвлённой сети работников. Это становится особенно актуальным, когда ты не можешь быть в тесном «живом» контакте со всеми сотрудниками и поддерживать доверительные отношения.

Вместе с тем некоторые сомневаются, что активное наблюдение за коллегами в соцсетях будет способствовать «доверительным отношениям». Скорее, люди начнут осторожнее высказываться и регулировать настройки приватности.

Марина Малашенко

HR-директор сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip

Вполне вероятно, что крупные организации и в России уже давно применяют практику мониторинга страниц сотрудников и будут продолжать им заниматься. Однако, на мой взгляд, целенаправленное наблюдение за этой активностью отчасти подрывает доверие к компании. Лично я не стала бы работать в таком месте.

Так или иначе, всегда стоит помнить, что работодатель, заботящийся об эффективности и репутации, очень внимательно следит за поведением своих работников — не только на рабочем месте. Например, на Западе с марта 2021 года на 50% возрос уровень использования программ для наблюдения за сотрудниками: работодатели рассматривают возможности пойти дальше подписки в соцсетях и получать обширный доступ к персональным данным своих работников. А значит, поводов для увольнения становится всё больше.

Коллаж: «Секрет фирмы», pngwing.com, Pixabay, Pixabay License, Pexels, Pexels License

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе
Ещё по теме