secretmag.ru
Опубликовано 28 декабря 2021, 15:26
5 мин.

Как подготовиться к маркировке товаров «Честным знаком». Максимально простая инструкция

К 2024 году правительство России планирует охватить маркировкой практически все товары массового спроса. Это значит, что, если на товар не будет нанесена маркировка в момент выпуска с предприятия, продукцию невозможно будет запустить в оборот. Исполнительный директор Antares Vision Rus Антон Харитонов подготовил инструкцию, что нужно выполнить предприятию, когда его продукцию включают в список обязательно маркируемых товаров.

Как подготовиться к маркировке товаров «Честным знаком». Максимально простая инструкция

Справка «Секрета»

Маркировка — часть государственной системы мониторинга движения товара. На товар наносится специальный знак, с помощью которого можно отследить его оборот на рынке и предотвратить торговлю контрафактом.

«Честный знак» — национальная система маркировки товаров для их отслеживания от производителя (импортёра) до потребителя. На упаковку наносят специальный штрихкод стандарта Data Matrix, в котором зашифрован код товара из национального каталога и зашифрованный код прослеживания.

Обязательная маркировка в этой системе уже введена для табака, одежды и обуви, меховых изделий, духов, фотоаппаратов, автомобильных покрышек, молочной продукции, велосипедов и другой продукции.

Подготовительные работы

Шаг 1. Получите усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). Её выдает удостоверяющий центр ФНС или аккредитованный ею центр.

Шаг 2. Выберите оператора электронного документооборота (ЭДО) из официального перечня на сайте ФНС, подпишите с ним договор и подключитесь к ЭДО.

Шаг 3. Зарегистрируйтесь в системе «Честный знак» при помощи полученной УКЭП, предварительно установив один из плагинов для браузера: КриптоПро CSP или VipNet CSP. У «Честного знака» есть инструкция, как это делается.

Шаг 4. Вступите в организацию «ЮНИСКАН/ГС1 РУС». Для этого нужно:

  • заполнить электронное заявление на вступление;
  • подписать его, используя УКЭП, через одну из систем электронного документооборота;
  • оплатить вступительный взнос на основании полученного счёта. Взнос составляет 3000 рублей и платится ежегодно. Как только счёт оплачен, процедура принятия в организацию завершена.

Членство в ГС1РУС даёт доступ к генерации GTIN-кода — уникального международного идентификатора (номера) торговой единицы, который необходим для формирования кодов маркировки DataMatrix. Это матричный штрихкод, содержащий информацию о товаре и его производителе.

Шаг 5. Подайте заявку на получение доступа к станции управления заказами в ЦРПТ (центр развития перспективных технологий). Это облачная технология, отвечающая за эмиссию кодов. Заявка подаётся внутри системы «Честного знака».

Технологические решения для маркировки

Вместе с подготовительным этапом потребуется обеспечить материально-техническую базу на своем производстве. Каждое предприятие, выпускающее обязательную для маркировки продукцию, должно наладить себе печать кодов, приобрести 2D-сканер (он необходим, чтобы производить отгрузку, приёмку и продажу товара) и терминал сбора данных (передает информацию о товаре в ERP-систему).

В целом на рынке используется четыре решения для маркировки:

  • Полностью ручной способ. Покупаются принтер для печати этикеток (15 000–25 000 рублей), аппликатор для их наклейки (7 000–20 000 рублей); терминал обработки данных (обычно в них встроена функция 2D-сканера, стоимость 30 000–40 000 рублей). Нанимаются работники, которые выполняют маркировку и заносят данные о товарах в систему.

  • Полуавтоматизированный. Стикеры клеятся на упаковку при помощи дополнительного оборудования на линии, но контроль качества, правильности нанесения, соответствия данным в системе производится вручную.

  • При помощи типографии. Там же, где на продукцию предприятия печатается этикетка, наносится и код Data Matrix наравне с другой маркировкой.

  • Полностью автоматизированный. На линию встраивается дополнительный узел, который наносит маркировку прямо на упаковку лазером или чернилами. В этот же узел встроены сканеры, а система интегрирована с ERP-системой для автоматической передачи данных о товаре без участия специалиста.

В зависимости от технологичности выбранного решения, настройка производства для маркировки товаров может стоить от 2–3 млн до 20–30 млн рублей на одну линию. В последнем случае мы говорим о крупнейших отечественных компаниях с несколькими производственными линиями, с полностью автоматизированными бизнес-процессами, со сквозной аналитикой, контролем качества, отбраковкой и налаженной интеграцией между ERP-системой и «Честным знаком».

Во всех вариантах, кроме последнего, остается открытым вопрос интеграции ERP-системы и системы «Честного знака». Если мы говорим не о ручном вводе данных из 1C в «Честный знак», а об автоматизации, то ситуация такова, что ни у 1С, ни даже у SAP в базовой конфигурации не предусмотрена работа с маркированным товаром. В случае с SAP требуется приобретение отдельного модуля SAP ATTP, стоимость внедрения которого редко бывает ниже 500 000 евро. В инструкциях по работе с «Честным знаком» пишут, что для переноса данных из Excel требуется конвертация с тщательной настройкой, чтобы ничего не сбилось и не потерялось.

Поэтому в любом случае это либо решение при помощи «костылей», ручного контроля и переноса данных, либо специальное решение от компаний, разрабатывающих ПО именно для технологии track&trace, то есть решений для индивидуальной маркировки и прослеживаемости. Но здесь приходится говорить о старте с 500 000 рублей в год за лицензию на такое ПО.

Кроме капитальных затрат, стоит просчитать и операционные: если строить стратегию на несколько лет вперёд, то самый дешёвый на этапе установки вариант может оказаться самым дорогим в обслуживании (если посчитать затраты на те же наклейки). И окажется, что при горизонте планирования в 5 лет самый дорогой, но при этом технологичный вариант сравняется в цене с тем, что изначально казался самым демократичным. К этой оценке нужно подходить очень скрупулезно.

Получаем и распечатываем коды

Когда предыдущие шаги пройдены, а вариант нанесения маркировки выбран, оформляется заявка в ГС1РУС на получение кодов GTIN. В Национальном каталоге товаров внутри системы «Честный знак» (она же ГИС МТ) вы приступаете к заполнению карточки, нажимая кнопку «Добавить товар». С 1 января 2021 года для товаров, подлежащих обязательной маркировке, на этом этапе требуется заполнение 10-значного кода ТН ВЭД.

В зависимости от категории система предложит атрибуты, которые потребуется внести, например основной материал, если это обувь, или калорийность, если это продукт питания. Также заполняются данные об упаковке, вложениях и т. п. Могут потребоваться фотографические изображения товара: система подскажет, что нужно в вашем случае. Код GTIN будет сгенерирован программой.

На один GTIN в одном заказе можно получить не более 150 000 марок в «Честном знаке».

Когда коды GTIN будут получены, вы оформляете заявку на изготовление кодов маркировки в ЦРПТ. Помним, что один код маркировки, выдаваемый Центром развития перспективных технологий, стоит 50 копеек без НДС. В заявке нужно указать:

В финале вы получаете формы Data Matrix, которые и становятся основой для нанесения на упаковку товара. Когда товар промаркирован, его можно вводить в оборот.

Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС