07 сентября в 17:56
2 мин.

Что такое маркировка товаров. Объясняем простыми словами

Маркировка — часть государственной системы мониторинга движения товара. На товар наносится специальный знак, с помощью которого можно отследить его оборот на рынке и предотвратить торговлю контрафактом.
Что такое маркировка товаров. Объясняем простыми словами

Каждой единице товара присваивается уникальный цифровой код. Производитель вводит его в информационную систему. Поставщики и импортеры сканируют код и сообщают о своих действиях с товаром. Розничный продавец тоже сканирует код и вносит информацию о выводе товара из оборота.

Этот механизм призван защитить потребителя от контрафактной продукции и поддержать легальный бизнес. В России обязательна маркировка молочной продукции, воды, духов, постельного белья, велосипедов, шин и многих других товаров. Список постоянно пополняется.

Пример употребления на «Секрете»

«Маркировка должна оградить россиян от контрафактных слабоалкогольных напитков. Согласно статистике Минпромторга, доля нелегального пивного рынка составляет 5–12% в зависимости от региона. Федеральный бюджет теряет на поддельном пиве по 22 млрд рублей в год. В перечень слабоалкогольных напитков, которые хотят промаркировать, попали также сидр, пуаре и медовуха».

(Из новости о планах властей по маркировке пива).

История

О маркировке товара стали задумываться ещё до нашей эры: на раскопанных археологами кувшинах находили метки, рассказывающие о сорте винограда и месте производства вина. В 1948 году азбука Морзе вдохновила американских аспирантов на создание штрихкода, позволяющего считывать сканерами компактно размещенную информацию. Сейчас используются двухмерные коды (к таким, например, относится QR-код) и RFID-метки, использующие радиосигналы.

Критика

Введение обязательной маркировки товаров традиционно вызывает недовольство со стороны предпринимателей, потому что влечёт дополнительные расходы (покупка специального оборудования для считывания кодов) и увеличивает документооборот, что в итоге отразится на цене товара.

Не очевидна также эффективность маркировки в борьбе с контрафактом: «серый товар» всё равно продолжит существовать (хотя и в меньшем объёме), а вот работать с легальной продукцией становится менее выгодно.

А осенью 2020 года из-за введения системы маркировки лекарств в России наблюдались перебои с поставками медикаментов.

Статью проверил:

Иван Бабич

коммерческий директор «СберМаркета»

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе