Это как выбрать себе жену. Собрать сооснователей в ваш стартап и не ошибиться
Часть команды, часть стартапаТрудно и даже практически невозможно предсказать успех или гарантировать стабильность стартапа. Сотрудники, которые приходят в молодой бизнес на начальном этапе, как и инвесторы, которые вкладывают средства в его развитие, — это люди, готовые рискнуть. Нет никаких гарантий, что они не потратят время и деньги впустую. Как найти сооснователей-единомышленников и не прогадать, рассказывают СЕО компании «Нетология-групп» Максим Спиридонов и инвестор Вячеслав Макович.
Как собрать команду основателей?
— Команда основателей — это в идеале два-три человека с компетенциями в технологической и бизнесовой части проекта.
Роли основателей в проекте:
- человек-продукт — отвечает за построение объекта бизнеса;
- человек-продажи — строит маркетинг и пиар;
- человек-система — отвечает за административные, финансовые и организационные вопросы;
- конечный руководитель — отвечает за развитие проекта.
Продумайте заранее, нужны ли будут инвесторы, и определите их долю в бизнесе. Привлекать новых партнёров нужно, только если они помогут компании быстрее расти и масштабироваться.
Шаг 1. Лучше понять себя и сформулировать запрос
— Прежде чем собирать команду, определитесь, зачем вы создаёте стартап, что готовы дать проекту, какие у вас есть навыки. Сформировать команду лучше до того, как появится финальная бизнес-идея.
Шаг 2. Найти команду
— Ходите на профильные мероприятия, участвуйте в их организации, будьте в теме, пишите интересным людям, рассказывайте о своих бизнес-идеях в соцсетях. Если найдёте сооснователя и продадите ему свою идею, то сможете найти клиента и продать ему свой продукт.
Шаг 3. Выбрать подходящих партнёров
— Выбор сооснователей важен не меньше, чем выбор супруга. Прежде чем вместе создавать стартап, реализуйте с потенциальным сооснователем небольшой проект или поработайте на таких условиях, чтобы каждый мог безболезненно выйти из бизнеса.
Идеальный партнёр должен:
- быть приятным в общении, иметь похожие ценности;
- дополнять вас, уметь делать то, чего не умеете вы;
- искренне интересоваться сферой, в которой вы собираетесь работать.
Шаг 4. Определить стратегический вектор развития проекта
— Приведите ожидания и цели всех сооснователей к общему знаменателю. Составьте «Стратегический вектор проекта» — документ, в котором каждый ответит на ключевые вопросы о бизнесе.
- Каковы ваши базовые ценности и принципы, лежащие в основе проекта?
- Что вы строите? (Будущее проекта через 5, 10, 25 лет.)
- Какими будут ключевые этапы развития бизнеса? (С показателями по годам.)
- Про что этот проект в первую очередь?
- Каковы ваши ключевые ресурсы (компетенции, технологии, финансы)?
- Какие рыночные, технологические и социальные тенденции лежат в основе вашего проекта?
- Что думаете насчёт привлечения инвесторов и продажи бизнеса?
Договоритесь о будущем проекта и обсудите, как распределятся доли в бизнесе и кто будет принимать окончательное решение. На начальном этапе важно договориться, за кем из сооснователей будет последнее слово.
Распределять доли в бизнесе принято в зависимости от вклада каждого из сооснователей. Но порой это трудно. Важно прийти к взаимному согласию и продумать, как будет меняться captable (структура собственности) при вхождении в проект новых инвесторов и ключевых сотрудников.
Нередко ключевому сооснователю дают основную долю (например, 70%), а будущим инвесторам — акции из этой доли. Ещё один вариант — зафиксировать определённую долю (от 5% до 10%) под опционы для команды.
Шаг 5. Составить партнёрское соглашение
— Даже если партнёр — это ваш друг или родственник, зафиксируйте все стартовые обязательства письменно (и желательно юридически).
В партнёрском соглашении должны быть отражены:
- основные положения стратегического вектора проекта;
- структура владения компанией, её ориентировочная стоимость;
- обязательства каждого из партнёров;
- порядок принятия решений по ключевым вопросам (кто распоряжается чистой прибылью, кто согласует новых партнёров и кто одобряет продажу доли партнёров);
- порядок действий в неординарных ситуациях (смерть или болезнь одного из партнёров, необходимость допфинансирования проекта, угроза безопасности компании).