Опубликовано 08 ноября 2019, 22:39

Оно вам надо? Как понять, стоит ли ввязываться в стартап и чем вы рискуете

Предпринимательство — это особый жизненный опыт, но он нужен не всем. Как понять, что вы готовы открыть собственное дело, и правильно оценить возможные риски — рассказывают СЕО «Нетологии» Максим Спиридонов и инвестор Вячеславом Макович. «Секрет фирмы» выбрал главное из их книги «Стартап на миллиард: пошаговое руководство по созданию диджитал-бизнеса».

Оно вам надо? Как понять, стоит ли ввязываться в стартап и чем вы рискуете

Шаг 1. Принять решение

Можно заниматься чем угодно: путешествовать, быть музыкантом, политиком или юристом. Но основателей стартапов объединяет одно: они страстно хотят изменить окружающую действительность.

Всем ли нужно открывать своё дело? Нет. Только тем, кто готов:

  • рисковать, отвечать за свои решения и держать удар в непредвиденных ситуациях (а они точно будут);
  • жить в неопределённости и сохранять интерес к своему делу;
  • очень много работать в первые месяцы (а чаще годы) жизни проекта;
  • работать над собой и воспринимать трудности в бизнесе как вызов.

Шаг 2. Определиться с таймингом

Начинать лучше с работы по найму: получить опыт и, не уходя из офиса, запустить собственный бизнес. Тогда большинство ошибок вы совершите в чужой компании и за чужие деньги.

Не всякая работа по найму полезна для будущего бизнеса. Можно работать кладовщиком на складе — но это ни на шаг не приблизит вас к созданию собственного бизнеса.

Нужный опыт можно получить только там, где обсуждают и принимают бизнес-решения. Старайтесь максимально участвовать в судьбе компании или хотя бы того подразделения, где работаете. Но если у вас уже есть необходимый опыт и желание начать собственное дело — лучше не затягивать. Пока вы «работаете на дядю и набираетесь опыта у старших коллег», можно потерять азарт и интерес к собственному делу.

Оно вам надо? Как понять, стоит ли ввязываться в стартап и чем вы рискуете

© Katemangostar / www.freepik.com

Шаг 3. Оптимизировать риски

Качество стартапа определяют болевые точки проекта. Самая распространённая — это оптимизация рисков. Речь идёт именно об оптимизации, а не минимизации, потому что любой бизнес — это риски, вопрос лишь в том, как снизить их до приемлемого уровня.

В любом деле есть два вида рисков: риски проекта и личные риски основателя. Личные риски — это то, как изменится жизнь основателя, если бизнес «выстрелит» или провалится.

Финансовые риски

  1. Вы потеряли деньги, которые вложили в проект.
  2. Уволились, а вам выплатили не всю зарплату.
  3. Пришлось инвестировать в проект из собственного кармана.

Решение:

  • привлечь партнёра;
  • оптимизировать бюджет или формат проекта;
  • заранее создать «подушку безопасности» для семейного бюджета;
  • прописать stop loss — чёткие критерии, при которых проект нужно закрывать, а убытки — компенсировать за собственный счёт.

Психологические риски

  1. Высокий уровень стресса и страх провала.
  2. Нужно быть готовым к любым неудачам.
  3. Заранее оптимизировать все финансовые риски.
  4. Относиться ко всему как к обучению.

Репутационные риски

Неудачный стартап может угробить вашу репутацию. Но репутационные риски сильно переоценивают, особенно в России. Если этично вести бизнес и создать правильный круг общения, возможный провал не испортит вашу репутацию. Но даст вам важный опыт.

ВременнЫе риски

Вы тратите время на стартап в ущерб своей профессиональной деятельности.

Важно сформулировать жизненные цели ещё до создания стартапа. А после — следовать им, вне зависимости от судьбы стартапа.

Считается, что открыть своё дело — это большой риск. Но подумайте вот о чём: рискуют и те, кто НЕ открывает бизнес. Все предприниматели рискуют потерять время, деньги и нервы. Но рискуют и те, кто не открывает бизнес.

Впрочем, перед открытием бизнеса нужно просчитать не только предпринимательские риски, но и перспективы вашей карьеры, если продолжить работать по найму или как самозанятый.