Опубликовано 26 декабря 2022, 17:18

Учёные нашли пользу даже в борщевике. Он спасёт от радиоактивных отходов

Повсеместно борщевик по-настоящему демонизируют. И неудивительно, ведь растение довольно ядовито. Однако недавно российские учёные выяснили, что растительную биомассу борщевика Сосновского можно успешно использовать для создания сорбентов, очищающих воды от радионуклидов. Это такие радиоактивные элементы, которые появляются от ядерных реакций.

Борщевик довольно часто попадается в европейской части России и на Кавказе. В случае попадания сока этого растения на кожу и под воздействием света, к примеру, солнечного, сразу происходит ожог. Заросли борщевика Сосновского негативно влияют на естественное биоразнообразие ландшафтов и несут реальную угрозу здоровью людей и некоторым видам сельскохозяйственных животных.

В последние годы борщевиком заинтересовались не только экологи и защитники природы, но и специалисты из других научных сфер. Например, биотехнологи и химики выяснили, что биомассу этого растения можно использовать для создания различных сорбирующих материалов, которые способны извлекать нефтепродукты и ряд других веществ из воды.

Со временем учёные создали растительный наносорбент, который способен поглощать примерно 60–70% ионов урана и прочих радионуклидов. Их часто находят в грунтовых водах и жидких отходах промышленных компаний.

«Мы показали, что наноуглеродные материалы, полученные из стеблей борщевика, можно применять в качестве средств, адсорбирующих вредные элементы. Это позволит сохранить здоровье людей, находящихся в условиях хронического радиационного облучения, в том числе на орбитальных станциях и радиоактивно загрязненных территориях», — заключила ведущий научный сотрудник научного центра УрО РАН в Сыктывкаре Людмила Кочева.

Ещё в 2020 году Совет Федерации предложил штрафовать россиян за борщевик на дачных и приусадебных участках. Так что теперь появился повод не только убегать от штрафов, но и вложиться в защиту экологии.

Правда, во сколько встрянет переработка борщевика в полезную субстанцию, спецы не рассказали.