У Wildberries захотели отобрать платный возврат. В этот раз подключились общественники
Онлайн-ретейлер Wildberries знаменит своей сноровкой в добывании денег — со штрафами сталкиваются то продавцы, то покупатели. Последние уже с весны 2022 года пытаются добиться отмены платного возврата, потому что схема и кабальная, и обидная. Теперь их поддержала «Общественная потребительская инициатива», которая обратилась в Роспотребнадзор.
© Михаил Метцель/ТАСС
Чего хотят общественники? Отмены платного возврата за товар надлежащего качества. Например, если одежда или обувь не подошли по размеру. Сейчас штраф за доставку достигает 75–100 рублей за одну единицу товара.
При этом Wildberries, по их мнению, нарушает закон «О защите прав потребителей». В нём говорится, что продавец должен вернуть россиянину деньги за товар надлежащего качества за вычетом доставки. Но есть нюанс: это возможно при доставке от продавца покупателю, например, в офис или домой. Но здесь-то круговорот товара происходит в экосистеме ретейлера. За что платим?
К тому же штраф россиянам приходится платить и за бракованный, и за неправильный товар. Если одежда пришла с дыркой, книги — порванными, а вместо заказанного букетика сухоцветов доставили мочалку, за это тоже должен расплачиваться покупатель. По крайней мере, так было ещё в январе 2023 года, пока россияне не устроили барагоз.
В Белоруссии, к слову, платный возврат Wildberries уже запретили на государственном уровне.
Компания на все нападки отвечает просто: с 2021 года они тестируют осознанное приобретение — и из-за платного возврата многие россияне стали думать, прежде чем покупать что-либо. К тому же теперь за брак платить не надо: нужно просто создать заявку на проверку товара, и если он действительно оказался некачественным, то за кривую доставку будет платить продавец.
Председатель Союза потребителей РФ Пётр Шелищ заявил, что маркетплейс может брать деньги за обратную доставку качественного товара, но сумма штрафа не может быть одинаковой для всех, потому что зависит от расстояния и способов доставки.
Но не только покупатели страдают от непонятных штрафов. В декабре 2022 года продавцам начали прилетать письма счастья — мол, с вас огромная сумма из-за несоответствия габаритов товара. Причём как бы предприниматели ни пытались доказать свою правоту (с фото, схемами и точными замерами), долги перед ретейлером только росли. Бизнесмены даже нагрянули в московский офис Wildberries, чтобы в их проблеме наконец-то разобрались.