Audi ограничил россиянам доступ к своей электронной системе. Что делать владельцам
«Известия»: Audi вслед за Mercedes и BMW ограничил доступ россиян к своему ПО. Владельцы авто немецкой марки не смогут посмотреть историю техобслуживания и обновить элементы. Причём, как утверждают источники, это продолжается уже два месяца. Эксперты уверены, что такой шаг можно расценивать как обман потребителей. Но поможет ли в этом случае обращение в суд? Оказалось, совсем не факт.
Что случилось
Официальных комментариев по поводу ограничений на доступ к программному обеспечению для владельцев Audi не было, отметило издание. Однако в одном из официальных дилерских центров на условиях анонимности подтвердили проблему.
Чем это грозит автовладельцам:
- проблемами с программированием дубликатов ключей;
- невозможностью установить детали, где требуется программирование: блоки управления, коробку передач, парктроники и т. д.
И если для других иностранных марок, которые вводили аналогичные ограничения, существует альтернативное ПО, то для Audi его просто нет, рассказал собеседник газеты.
Кто ещё запретил доступ к электронным системам
В середине августа дистрибьютор Mercedes-Benz в России подтвердил, что автопроизводитель полностью отключил российских дилеров от онлайн-систем своего программного обеспечения. По данным источников, на аналогичный шаг пошёл и концерн BMW.
Лишение доступа к оригинальному ПО означает, что ремонт и обслуживание автомобилей придётся проводить на основе «накопленного опыта и знаний», рассказывал представитель дистрибьютора Mercedes-Benz. По его словам, в некоторых случаях увеличатся сроки ремонта.
Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр говорил, что СТО и дилерам, скорее всего, придётся изучать стороннее ПО. А владельцы машин станут чаще обращаться в неофициальные СТО, потому что они и до этого пользовались неоригинальным софтом.
Можно ли засудить иностранные автоконцерны
Ограничивая доступ к своему софту, производители машин обманывают покупателей, заявил «Известиям» член Общественной палаты Александр Холодов. Ведь, по его словам, когда человек покупает машину, он получает не только сам продукт, но и сервисы.
По закону «О защите прав потребителя» покупатель может предъявить претензии тому, кому платил за товар, то есть производителю или продавцу, сказал эксперт. А вот к тому, что производитель может просто исчезнуть, как это произошло после ухода компаний из России, законодательство готово не было, добавил Холодов.
Партнёр — учредитель юридической фирмы Bishenov&Partners Алим Бишенов усомнился в том, что, если автовладельцы пойдут в суд, тот встанет на их сторону. По его словам, санкции и другие обстоятельства, не зависящие от сторон договора, относятся к форс-мажорам.
Но и дилеры тоже не торопятся судиться с производителями авто. Источник на авторынке связал это с тем, что большинство иностранных компаний, покинувших российский рынок, оставили себе лазейку для возвращения. Так что продавцы не хотят портить отношения на случай, если иностранцы решат вернуться.
Покупать ли иномарки, ввезённые по серым схемам
Параллельный импорт отчасти решает проблему дефицита авто, которая возникла на фоне санкций и ухода крупных автоконцернов. Однако россияне не торопятся приобретать авто, ввезённые по серым схемам.
За первые полгода 2023 года на параллельный импорт пришлось меньше 15% от проданных авто. Это около 60 400 автомобилей. Чаще всего россияне покупали «серые» Hyundai, Toyota и Kia.
Осторожность покупателей понятна. У параллельного импорта есть свои риски, предупреждал автоэксперт Владимир Репченко. Например, такие машины придётся ремонтировать за свой счёт либо оформлять страховку (которая в случае чего не факт, что покроет издержки на ремонт).
К тому же не все ввезённые по серой схеме машины подходят для эксплуатации в России. К примеру, покупать иномарку с двигателем под бензин «Евро-6» нет смысла, потому что такое топливо у нас пока просто негде взять.