«Все ждут момента, чтобы вам засадить»: Как не стать жертвой токсичного партнёра

11 советов, проверенных на практике

Моими первыми подрядчиками были лучший друг и двоюродный брат. Первый поставлял сырьё, второй — занимался рекламой. Из палок, бельевых прищепок и резинок для трусов я делал лучшие арбалеты в посёлке Юго-Восточный Иркутской области.

В день я продавал до десяти арбалетов, выручку измерял пломбирами в вафельных стаканах. Мне было шесть, и это были лучшие дни моего первого бизнеса. Тогда я не обращал внимания на то, что Вовка таскает мне корявые палки, а Рома тратит время на промо-акции среди нецелевой аудитории — соседских девчонок.

Сейчас я организую индивидуальные путешествия в России, Исландии и Норвегии. Мои проекты одновременно обслуживают десятки партнёров. Чтобы всё было чётко, приходится постоянно искать новых людей, поддерживать отношения со старыми и вовремя избавляться от профнепригодных.

Конечно, я не раз ошибался. И вот чему эти ошибки меня научили.

Семь лет назад, когда мы только запускали туристический бизнес, приходилось встречаться и лично знакомиться с каждым потенциальным подрядчиком.

Понадобилось три года, чтобы сформировать базу лучших для работы на Байкале. Мы теряли время, деньги и рисковали репутацией, полагаясь только на собственные впечатления от личных встреч.

Сейчас, чтобы понять с кем имеешь дело, достаточно изучить профили в социальных сетях. Через посты, отзывы, комментарии, фото можно понять насколько полезны вам компания или конкретный человек.

© Виктор Березкин / ТАСС

Никаких секретарей, запросов по факсу и ожидания в приёмных. Просто пишешь в мессенджер.

Отфильтровав посты и комментарии завистников, конкурентов и прочих хейтеров, найти нужного человека будет несложно.

В этом году мы расширили географию путешествий, добавив ещё пять регионов России. Подбор подрядчиков занял всего шесть месяцев.

В 2013 году мы открыли глинтвейн-бар на горнолыжном курорте «Гора Соболиная» в Иркутской области. Весной 2015 года нам не продлили договор аренды и вынудили уйти.

Изначально на это место претендовало ещё несколько человек. Я боялся его упустить, поэтому подписал типовой договор, не корректируя пункт, который давал возможность арендодателю в любой момент в одностороннем порядке расторгнуть отношения, без компенсации убытков.

Избушку из фанеры мы построили за три недели, а через месяц стали самым трендовым местом на склоне. В пик сезона ежедневная выручка доходила до 45 000 рублей. Я не предполагал, что это вызовет ревность у администрацию курорта.

Сначала меня попросили «переехать» на новую площадку. Она была дальше, стоила дороже и требовала 350 000 рублей вложений. Я согласился и потратил полгода на хождение по кабинетам и оформление бумаг.

Когда я перевез бар на новое место, оказалось, что угол наклона его крыши не соответствует новой архитектурной концепции курорта. Партнёры создали все условия, чтобы я ушёл.

Однажды мы устраивали тематический обед в этнографический музее. Под мероприятие арендовали купеческую усадьбу и составили меню. Встретились с руководителем местного общепита, всё обсудили и утвердили.

В назначенный день приехали за два часа до обеда, чтобы всё проверить. Стол был накрыт китайской клеёнкой и сервирован одноразовой посудой.

Положить румяный пирог с брусникой из русской печи на кусок пластика — это как покрыть сусальным золотом чебурек с вокзала. На вопрос, что это за чифанька, нам ответили: «А вы фарфор хотели? Так поедят».

Посуду в итоге заменили, но просьбу в дальнейшем накрывать нашим гостям стол как подобает, эти люди восприняли как оскорбление. Переубеждать мы не стали.

В 2013 году мы решили обновить сайт. Я нанял человека, с которым до этого уже реализовал один успешный проект.

Иногда, для экономии времени, работа над прототипами и контентом велась у меня дома за чашкой чая. Видимо, это дало подрядчику повод решить, что его компетенции не ограничиваются html-кодом.

Как сейчас помню, мы договорились с Константином Калиновым о публикации статьи про путешествия на Aviasales. Я начал писать текст и рассказал об этом своему сайтостроителю.

Каково же было моё удивление, когда человек вдруг заявил, что позиционирование бизнеса — его задача, поэтому все публикации должны согласовываться с ним. Когда я уволил его вместе с командой, он удивился не меньше.

У меня есть проверенный инструктор по рыбалке, который находит рыбу даже там, где её в принципе быть не может. В очередную поездку он с нами поехать не смог, но порекомендовал взять своего ученика.

Ученик казался ответственным парнем, готовым выполнять любые указания. Перед стартом трёхдневной рыбалки на Волге он дал рекомендации по снастям и подготовил снаряжение.

Вечером, пролистывая ленту инстаграма, я увидел фото одного из гостей. Помимо довольных лиц и десятикилограммового сома, в кадр попал инструктор с красными щеками и бокалом пива в руке. Когда после возвращения на берег он спросил меня о зарплате, я молча показал ему эту фотографию.

Это одно из главных моих правил: все подрядчики, которые не несут материальных затрат в связи с подготовкой к мероприятию, получают деньги только после его завершения.

Этой зимой ко мне обратились люди, которым нужен был катер на воздушной подушке.

Я позвонил приятелю в Иркутск, который занимается транспортом. Объяснил, что требуется доставить гостей из точки A в точку B. Ничего особенного, но люди для меня важные.

Через пару дней после той поездки я связался с заказчиком и спросил, как всё прошло. Он ответил: «Первое — нам пытались навязать дополнительные услуги. Второе — ваш партнёр всё время перетягивал одеяло на себя: говорил, что напрямую с ним работать выгоднее».

В качестве извинения за неудобства я вернул гостям стоимость фрахта катера. Директор транспортной компании так же поступил по отношению ко мне. Пытался выкрутиться, но потерять нас как поставщика клиентов гораздо накладнее.

На часах почти два ночи, я посреди поля в 300 км от города звоню своему подрядчику. Два дня назад мы зафрахтовали у него яхту, а сегодня мои гости захотели продлить её ещё на пару дней. Ситуация не по плану, но такое бывает. Администратор судна говорит, что всё возможно. Я передаю информацию гостям.

Мы отошли от берега и были в тех местах, где от цивилизации — только таблички заповедника «Осторожно, медведи». Тут мне перезванивают и говорят: «Придётся заплатить по двойному тарифу — или пусть ваши клиенты сходят на берег». В качестве оправдания — что-то неубедительное про сурового владельца судна и ворох других заявок.

Мы даже не смогли договориться о скидке. Понимая всю абсурдность ситуации, перевёл деньги.

© Владимир Саяпин / ТАСС

Прошло несколько недель, мне звонит администратор яхтенной компании. Рассказывает о новых предложениях и делится сплетнями. Сначала я подумал, что он надо мной смеётся. Оказалось, он просто так ведёт дела.

Позднее я выяснил, что есть и другие недовольные, которых эта компания ставила в неудобные финансовые ситуации. На мой взгляд, такое поведение — это не хитрость, а обычная тупость. Мы с этими людьми больше не работаем. А они даже не осознали, что поступили неправильно.

Недавно прочитал историю владелицы ателье Татьяны Кожевниковой — про то, как у неё украли готовые костюмы. Интересно, как поступил её подрядчик из Португалии, когда она попросила его срочно отшить костюмы по-новому?

Я считаю, что не стоит наживаться на чужих проблемах. Особенно если это ваш постоянный заказчик. Именно в таких ситуациях, понимаешь кто чего стоит.

В одной из программ у нас была серия ужинов, каждый из которых представлял собой отдельное гастрономическое мероприятие. За три дня гости должны были попробовать более двухсот разных блюд, закусок и напитков.

Во время первого же ужина нас насторожило, что к оленине подали не ягодный соус, а сливочный. А вместо трёх видов морсов варили кофе на углях. Администратор кейтеринга сообщила, что это импровизация от шефа. Шеф свалил всё на администратора.

Оказалось, они просто спутали предварительный вариант меню с утверждённым. Продукты заготовили по предварительному, готовили — по утверждённому. Импровизация шефа объяснялась отсутствием нужных продуктов.

Ошибку осознали только во время готовки. Если бы мы вовремя не заметили халтуру, это обязательно сделали бы гости.

Однажды нам нужно было забросить группу вверх по реке, устроить обед в тайге, организовать трекинг и рыбалку. Всё это в один день.

У нас был подрядчик, который мог закрыть сразу все позиции. За три дня до старта он позвонил и сказал, что у него проблемы. Вместо одного выбывшего подрядчика нужно было быстро найти четырёх. Я сделал для себя выводы, и больше в такие ситуации мы не попадаем.

Каждый тур делится на блоки: транспорт, питание, проживание, люди. Нанимать для каждого блока отдельного исполнителя сложнее и дороже. Зато, если кто-то выбывает, это не рушит весь проект.

Планируя джип-экспедицию в Исландии, мы направили запросы пяти крупнейшим производителям снаряжения.

Российская компания Bask (читайте о ней в нашем материале «Верните Bask: Братья-физики едва не потеряли бренд туристической одежды », — прим. «Секрета») попала в список только потому, что я сам носил их одежду. Для нашего рынка компания зрелая, но в сравнении с конкурентами они ещё молодые. Но именно поэтому они, как мне кажется, ответили первыми и сами предложили скидку в 40% в обмен на информационное партнёрство.

Мы оформили заказ за две недели до старта. Он включал: ветрозащитные толстовки, пуховики, рюкзаки, шапки и спальники. Когда мы его получили, оказалось, что толстовки не подходят половине участников. На складе в Москве нужных размеров не было.

В итоге менеджер Bask за два дня нашёл нужные толстовки у дилеров и отправил нам, не дожидаясь поступления оплаты на расчётный счёт.

Некоторые компании из топ-5 ответили уже после завершения экспедиции.

Мне часто предлагают партнёрство: организовать приключенческий проект или даже построить отель. Однажды ко мне обратилась семейная пара — владельцы мотошколы. Денег у них не было, поэтому мы договорились, что я помогу им раскрутиться и одновременно использую проект для пиара своей компании.

С командой мы придумали организовать мероприятие, в рамках которого десять молодых девушек со всей страны в режиме онлайн пройдут обучение по управлению мотоциклом, а затем установят мировой рекорд, обогнув озеро Байкал по льду.

Я полетел в Москву и договорился с журналом Cosmopolitan об информационном партнёрстве. Организовал фотосессию одной из участниц в журнале Men’s Health и утвердил с телеканалом «Драйв» съёмки фильма. Компания KTM была готова сделать скидку на покупку мотоциклов и купить пакет генерального партнёра. За первые два месяца пришло около сотни заявок от девушек.

© Владимир Смирнов / ТАСС

Как-то утром мне позвонил директор дилерского центра КТМ и сказал, что к нему приезжали мои мотоциклисты. Получалось, что сначала я с кем-то договаривался, а следом появляются они и пытаются передоговориться на себя.

Почувствовав, что проект набирает ход, мои партнёры решили, что смогут сделать всё без меня. Я перед всеми за них извинился и вышел из проекта. Вслед за мной вышли все, кого я привёл.

Проект состоялся без нас, но прошёл, к сожалению, так, что его никто не заметил.

Читайте также другую колонку автора: «Мы в жопе»: Почему туризм в России — это боль».

Главные новости и лучшие лонгриды «Секрета» — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

Фотография на обложке: Paolo Gaetano / Getty Images

Нам важно ваше мнение

Ещё по теме
Загрузка...
Загрузка...