secretmag.ru
Опубликовано 07 мая 2019, 17:30

Все забыли про 3D-печать. Но она вернулась, чтобы совершить революцию

Печать лунной базы, свитеров и протезов
Все забыли про 3D-печать. Но она вернулась, чтобы совершить революцию

Пять лет назад о 3D-печати говорили все, а потом про неё резко забыли. Даже быстрее, чем о биткоине. Однако все эти годы технология развивалась: никому не нужные проекты вроде печати камней для кёрлинга исчезли, их владельцы повзрослели и сосредоточились на серьёзных вещах. Большое видится на расстоянии, и теперь есть на что посмотреть.

Инновационные прорывы последних лет

В 2016 году NASA запустило в космос 3D-принтер, способный печатать в вакууме: в будущем астронавтам не нужно будет ждать доставки необходимых объектов, всё нужное они просто напечатают. А инженеры Европейского космического агентства объявили о намерении напечатать на Луне космическую базу, используя в качестве чернил лунную пыль. На Земле тоже творится какая-то фантастика.

Все забыли про 3D-печать. Но она вернулась, чтобы совершить революцию

© NASA

C 2014 года калифорнийские биоинженеры печатают на 3D-принтере жизнеспособные почки и тестируют на них лекарства, а в апреле 2019 года израильские учёные впервые в истории напечатали сердце на основе человеческого, а не синтетического биоматериала. Руководитель проекта Таль Двир считает, что уже через десять лет человеческие органы будут печатать в лучших клиниках по всему миру.

Технологию тестируют и в сфере строительства. Благотворительная организация New Story будет печатать дома для малоимущих семей в развивающихся странах. Дома планируют продавать дешевле какой-нибудь Kia Rio — по $10 000. А с увеличением объёмов производства цену планируется снизить ещё сильнее — до $4000. Китайская компания WinSun ведёт переговоры с властями Саудовской Аравии для реализации крупнейшего в истории проекта строительной 3D-печати — 1,5 млн домов для среднего класса. Ранее WinSun уже создавала демонстрационные проекты зданий, в том числе 3D-печатный пятиэтажный дом и офисное здание в Дубае, которое было построено всего за 17 дней.

Теперь, когда 3D-технологии доказали свой инновационный потенциал, они готовы проникнуть в по-настоящему массовые сектора.

Революция ритейла

За последние годы на рынке появились компактные 3D-принтеры, доступные пользователям с минимальными техническими знаниями. Объём мирового рынка 3D-изделий сейчас $3 млрд, но, по прогнозам McKinsey, к 2025 году увеличится в сотни раз — вплоть до $550 млрд.

Есть все основания полагать, что 3D-печать изменит сам формат розничной торговли. Компании смогут производить продукты по требованию, с учётом запросов конкретных клиентов. На рынке произойдёт революция: сначала исчезнут склады, затем прилавки, а с ними и очереди. Когда покупатели смогут лично менять характеристики и внешний вид товара, из демонстрационных залов для продажи готовых товаров нынешние магазины превратятся в экспериментальные технические мастерские. Покупателям больше не придётся выбирать только из того, что есть в наличии, — изделия будут производиться по индивидуальным запросам.

Все забыли про 3D-печать. Но она вернулась, чтобы совершить революцию

© Bikini Berlin

Озабоченные вопросом ассортимента и выкладки, ритейлеры сосредоточатся на совершенствовании самого продукта — его разработке и изготовлении. Решения вроде киосков Zivelo станут более распространёнными: покупатели смогут управлять обстановкой осмотра-примерки изделий, изучать и применять рекомендации по их выбору, запрашивать помощь продавца.

Производственный цикл от проекта до готового изделия станет короче: компании смогут быстрее создавать прототипы, тестировать их на потребителе, совершенствовать и запускать продукт в массовое производство.

Все забыли про 3D-печать. Но она вернулась, чтобы совершить революцию

© Intel

Объём производственных отходов таким образом сократится в разы, уровень потребления энергии — тоже. Производитель сэкономит на складах и на логистике — рентабельность вырастет, а за счёт быстрого обслуживания возрастёт и клиентская лояльность. На российском рынке в этой отрасли ещё нет ажиотажа, поэтому первопроходцы имеют все шансы на потенциальный успех. А вот компании на Западе активно внедряют технологию.

Кто уже применяет

В прошлом году компания IKEA анонсировала разработку персонализированных кресел Ubik, созданных с помощью 3D-принтеров. Они предназначены для геймеров, и для их создания крупнейшая мебельная компания в мире объединилась со шведским производителем медицинских протезов UNYQ. Клиент сканирует форму тела в лаборатории UNYQ, и, исходя из его телосложения, веса и прочих параметров, в компании составляют трёхмерный макет кресла. Предполагается, что первые модели Ubik поступят в продажу в 2020 году.

Все забыли про 3D-печать. Но она вернулась, чтобы совершить революцию

© IKEA

McDonald’s собирается установить принтеры в своих ресторанах, чтобы оперативно печатать игрушки для «Хэппи Мил».

Польская компания Glaze Prosthetics на оборудовании HP задействует 3D-печать в производстве дизайнерских протезов для рук. Производитель позволяет клиентам выбирать форму, стиль, цвет и техническое оснащение своего 3D-печатного протеза. «Отсутствие рук — не повод стыдиться себя, — заявляют в Glaze Prosthetics. — Наоборот, это возможность для самовыражения». На протезе можно изобразить татуировку, напечатать его в форме костюма Железного человека или встроить в него динамики.

Все забыли про 3D-печать. Но она вернулась, чтобы совершить революцию

© Glaze Prosthetics

Первые шаги в освоении 3D-печати делают обувщики. Производитель персонализированных стелек Superfeet тестирует технологию FitStation: программа сканирует стопу, измеряет давление в разных её точках и анализирует походку. На основе этих данных можно изготавливать стельки или обувь, которая — наконец-то! — никогда не будет жать.

Весной 2018 года Reebok начал продавать кроссовки Liquid Factory — подошва из жидких полиуретанов для них полностью печатаются на 3D-принтере. Производитель утверждает, что полиуретан лучше восстанавливает форму после нагрузок и компенсирует энергию движения.

Его конкурент Adidas предложил клиентам создавать по персональным параметрам уже не обувь, а одежду. Точнее, свитер, который идеально подойдёт по размерам. В фирменном магазине бренда в Берлине клиент может выбрать собственный дизайн и тип вязки. Исходя из вариантов плетения и толщины нитей, программа генерирует персональный размер и приступает к печати. Она происходит прямо на глазах покупателя.

Спрос на технологию у бизнеса действительно существует. Последнее доказательство — из мира цифр. По подсчётам аналитиков Gartner, уже к концу 2019 года темп поставок 3D-принтеров для предприятий составит 64,1%.

Фотография на обложке: Vialframe / Getty Images