secretmag.ru
Опубликовано 14 марта 2017, 09:24

Михаил Токовинин (amoCRM). Чего стоит хорошая бизнес-идея

Не верьте, что реализация важнее

Есть такое популярное мнение, что идея ничего не стоит. Мол, идей полно, и грош им цена, а самое главное – реализация. Я вот думаю, что всё ровно наоборот – только идея и имеет значение. 10 лет назад Олег Тиньков запустил банк. Идея была сфокусироваться на одном продукте и прямых продажах, отказаться от отделений в пользу дистанционного обслуживания. Сегодня очевидно, что это был отличный ход. Я думаю, что если бы это сделал любой другой банк, результат был бы так же хорош – ведь эта идея выстрелила в самых разных местах и странах.

Михаил Токовинин (amoCRM). Чего стоит хорошая бизнес-идея

Есть такое популярное мнение, что идея ничего не стоит. Мол, идей полно и грош им цена, самое главное — реализация. Я вот думаю, что всё ровно наоборот — только идея и имеет значение.

10 лет назад Олег Тиньков запустил банк. Идея была сфокусироваться на одном продукте и прямых продажах, отказаться от отделений в пользу дистанционного обслуживания. Сегодня очевидно, что это был отличный ход. Я думаю, что, если бы это сделал любой другой банк, результат был бы так же хорош — ведь эта идея выстрелила в самых разных местах и странах.

Facebook смог победить MySpace только благодаря отличной идее сфокусироваться на студентах и предоставить им целостный продукт. Facebook не мог конкурировать ни ресурсами, ни качеством исполнения — только идеей. Причём та же идея отлично сработала и в руках Павла Дурова.

Разве не идея сфокусироваться на ссылочном ранжировании позволила Google обогнать богатого и сильного конкурента Yahoo? И, что забавно, эта же идея сработала в борьбе «Яндекса» с Rambler.

Если в основе успеха Uber лежит не идея, а реализация, то почему её смогли так много раз повторить в разных странах самые разные команды? И везде успешно. Примеров, когда одна и та же идея в руках разных исполнителей выдаёт одинаково успешный результат, — множество.

Вы можете возразить, что есть примеры, когда идеи нет, а всё вытаскивает реализация. Например, сеть супермаркетов «Магнит» или «Додо Пицца». Конечно. Но вы не найдёте таких примеров в сфере высоких технологий и на новых рынках.

Посмотрите на индустрию 3D-принтеров. Огромное количество команд показывают реализацию, но никто не может предложить идею — зачем и кому эти принтеры нужны? И оно не взлетает.

Хорошая идея простит плохую реализацию – слабую идею не вытащить ничем

Или Apple Watch. Изготовлено здорово, маркетинговая поддержка фантастическая, каналы дистрибуции широчайшие — и опять нет победы. Почему? А потому что нет идеи! Кому это надо? Зачем? И самое главное — как этим пользоваться?

Я уверен, что наш бизнес (облачная CRM для малого и среднего бизнеса) тоже вырос не благодаря реализации, а вопреки. Мы совершали множество ошибок, у нас было ограниченное финансирование, но идея была хороша: мы увидели незанятую нишу и предложили оригинальную идею. В итоге теперь собираем "Олимпийский" на наших конференциях.

Хорошая идея простит плохую реализацию — слабую идею не вытащить ничем.

Кто-то скажет, что хорошая идея — условие необходимое, но недостаточное, и даже самую замечательную идею можно угробить слабой реализацией. Но я бы и с этим поспорил. Всё зависит только от качества идеи, которая может быть настолько хороша, что станет и необходимым, и достаточным условием. Например, именно такой была идея продавать компьютеры в 1990 году. На этом зарабатывали все. Кто-то больше, кто-то меньше, но не заработать было нельзя. Даже я, будучи школьником, свои первые $100 заработал, продавая компьютеры.

Важно только уточнить, что именно люди называют идеей. Идея бизнеса — это не изобретение и не оригинальная задумка соцсети для оленеводов. Идея бизнеса — это целостный продукт, ответы на следующие вопросы:

— Что мы будем делать? — Кто это будет покупать и почему? — Как этим пользоваться? — Что критично, а чем можно и нужно пожертвовать? — Как это будет продвигаться?

Целостная бизнес-идея, которая отвечает на все эти вопросы, — и есть самый главный секрет успеха. Упаковка и реализация всегда вторичны.

Фотография на обложке: Mike Blake / Reuters