Как за два месяца сделать конференцию в Берлине и заработать
Рассказывает Настя ЧерниковаВ последний раз я писала в «Секрет фирмы» в декабре 2016 года. Три года назад в ноябре я уволилась, собрала вещи и написала в Facebook, что уезжаю в Нью-Йорк. Я не называла это эмиграцией — такой ход, когда сознание понимает, что в любой момент можно вернуться. Я уезжала в город, который мне нравился, но при этом без денег, работы, места для жилья и какой-то поддержки с той стороны. И вот теперь я дебютирую в «Секрете» уже в роли колумниста, так сказать, предпринимателя.
Из журналиста в ивент-менеджеры
Всё закрутилось быстро — через полгода я подала на визу О1 (extraordinary abilities) по журналистской линии, собрала 500 страниц своих достижений и переводов статей и открыла компанию, чтобы не зависеть от других работодателей. Из пяти названий, которые я предложила, юрист выбрал Blueberry Storytelling. Первое слово напоминает мою фамилию, второе — род занятий.
Эмигранту довольно сложно сразу хорошо писать тексты на чужом языке, да ещё и так, чтобы их продавать. Нью-Йорк переполнен фрилансерами-американцами и недавними выпускниками лучшего в мире факультета журналистики в Колумбийском университете. Так что зарабатывать копирайтом у меня бы не получилось.
Кроме того, в новой стране нужно обзавестись связями. Обычно американцы общаются с коллегами по работе и одногруппниками по университету. У меня не было ни того ни другого. Я решила, что лучший способ завести контакты — это ивенты, то есть мероприятия.
Сначала я на них ходила. В январе 2018 года русские знакомые позвали помочь с организацией конференции World Crypto Economic Forum по криптовалюте и блокчейну в Сан-Франциско. Поскольку я понимала, как работает медиарынок, меня попросили найти медиапартнёров и пригласить журналистов. Тогда рынок блокчейна процветал, билеты на подобные конференции продавались по $1000 и дороже, а издания, которые специализировались только на теме блокчейна, появлялись как грибы. Мы провели двухдневный форум с лидерами блокчейн-рынка вроде Ника Cабо (учёный, изобрёл концепцию умных контрактов), основателями крупнейших венчурных фондов вроде Pantera Capital и Майклом Аррингтоном, создателем TechCrunch, который основал свой фонд и стал инвестировать в стартапы.
За два дня я познакомилась с сотнями людей. Многие из них предлагали мне участвовать в их мероприятиях — тогда я впервые оценила силу офлайн-нетворкинга (как всякий нормальный журналист, раньше я его просто презирала) и увидела, что это отличная возможность найти интересные контакты в новом городе.
я выбрал вместо рекламы.
Следующие полгода я работала по контракту от своей компании Blueberry Storytelling на нескольких конференциях, где помогала привлекать журналистов и партнёров, и где-то через год решила собрать своё мероприятие: разработать программу, найти спикеров, спонсоров, вендоров, помещение и так далее. Конечно, я знала, что в процессе всё пойдёт не так, и решила протестировать идею на городе подешевле.
В Сан-Франциско аренда площадки на 500 человек обходится в $50 000 в день. Мой бюджет — $10 000. Когда я была журналистом, примерно столько зарабатывала за год. Мне не было жалко этих денег, ведь они оказались у меня почти что случайно. В 2012 году я брала интервью у основателя Ethereum Виталика Бутерина и, чтобы лучше понять, как всё это работает, купила немного эфиров. Тогда один эфир стоил $12. В 2016 году я продала валюту, один эфир стоил уже больше $400.
По всем критериям мне подошёл Берлин. Во-первых, я люблю этот город — мне предстояло жить в нём два месяца, чтобы собрать и провести конференцию. Во-вторых, я слышала, что там большое блокчейн-сообщество. Крис Бурниск, известный венчурный капиталист, как-то назвал Берлин криптостолицей. Наконец, по сравнению с другими европейскими странами и США в Берлине довольно дёшево.
В общем, я решила исследовать город через конференцию. Это, конечно, специфический опыт, если ваша цель — заработать денег. Но если я и вижу себя предпринимательницей, то только такой, которой в первую очередь должно быть весело. Мной движет интерес, а не любовь к деньгам. Так что я собрала чемодан, сообщила подругам, что еду делать своё первое entrepreneurial venture, и, если они хотят приехать в Берлин на какое-то время и помочь мне, я обеспечу их жильём.
Как выбрать площадку и найти спонсоров
Что такое «делать конференцию»? Приезжаешь в незнакомый город, ходишь по митапам каждый день, рассказываешь всем о своей идее и слышишь: «Конечно, я хочу тебе помочь». «Я хочу тебе помочь» и «Как я могу тебе помочь?» мне говорили сотни раз. Сначала это бодрит, но скоро начинает раздражать. Стоит ли уточнять, что никто из тех, кто предлагал мне помощь, так и не помог.
Когда я уезжала в Берлин, я заручилась поддержкой нескольких приятелей, американских венчурных инвесторов, которые обещали выступить в панели про инвестиции. Думаете, кто-нибудь из них доехал? Ха. Думаю, их проще было бы затащить в космос на ракете Илона Маска, чем на моё событие.
Я посмотрела 20 площадок и договорилась с самой модной — The Factory. Они долго рассматривали список моих (тогда ещё потенциальных) спикеров, потому что «важно поддерживать репутацию». В конце концов мне сообщили, что блокчейн площадке очень интересен и они готовы сотрудничать. Честно говоря, я рассчитывала, что они пустят меня бесплатно. В конце концов, мне предстояло ещё потратиться на оплату гостиниц и билетов для спикеров, еду для участников и другие вещи. Счёт, который мне выставила The Factory, составлял 18 000 евро в день. После изнурительной торговли они скинули 5000 евро, но и это не укладывалось в мой бюджет. От этой модной локации пришлось отказаться.
Я сменила площадку за две недели до конференции — что, как вы понимаете, довольно нервно. Правда, как только я зашла в моё новое место, я почувствовала берлинский, как говорят в Америке, vibe — небольшой зал, сделанный как будто для выступлений андеграундных групп, а не для конференций. Вечно пьяный, в рваной рубашке управляющий, пивной дворик под боком и река с разрисованными лавочками. Конференция планировалась 23 июля — время, когда куда приятнее находиться на улице. При этом я не могла рисковать и устраивать её под открытым небом — если пойдет дождь, меня ничто не спасёт. Река была как нельзя кстати.
В отличие от The Factory, здесь была какая-то надстройка, заставляющая чувствовать, что я делаю что-то hip и cool
Я обсуждала это с другими организаторами. Многие говорили, что площадка — самое важное для мероприятия, поэтому, когда находишь «свою», появляется чёткое ощущение «именно здесь всё получится». Так было и у меня несмотря на то, что за месяц до конференции у меня не было ни одного спонсора. Первый месяц я тупо занималась площадкой и искала спикеров (которых, если что, за месяц с нуля стало больше 30, вот здесь список blockchainvis.co).
Как всё прошло
Конференция называлась Blockchain Visionnaire Summit (BVS). Я придумала такую программу для предпринимателей в сфере блокчейна: три основы для хорошего бизнеса — технология, деньги, маркетинг. На панели о технологиях выступали разработчики и технические директоры, о том, как привлечь деньги, говорили венчурные капиталисты, а маркетинг мне помогла собрать девушка-маркетолог из Барселоны.
Помните, у меня было всего два месяца на организацию? Я запустила сайт, определила примерный список спикеров (заготовку я делала ещё в Нью-Йорке). Мне очень помогла журналистка Deutsche Welle — она познакомила меня с элитой блокчейна в Берлине, рекомендовала меня и согласилась модерировать одну из панелей.
Я рассчитывала собрать 500 человек, но через месяц снизила планку до 300. Стало понятно, что конференция и на 300 человек за два месяца с нуля — приятное для меня достижение. Вдобавок у меня впервые за два года, с тех пор как я уехала из Москвы, завязались отношения. Я сказала: спасибо, но я два года ждала отношений, а теперь сбежала в Берлин, чтобы полностью включить свой мозг в работу, ещё этого мне не хватало. Но мой новый бойфренд не отступал, а, наоборот, показывал, что будет во всём меня поддерживать. К тому же он хорошо говорил по-немецки и я брала его на переговоры с немцами.
Берлин — интернациональный город, но немцы готовы скинуть $300, когда слышат родной язык
Из Сан-Франциско ко мне приехала подруга, которая помогла рассылать письма спонсорам. Спонсоры — отдельная история. По натуре я не продажник, поэтому сначала отправляла по письму в день, довольно робко, и очень боялась отказов. К концу первого месяца, когда я поняла, что могу потерять больше 10 000 евро, мы стали отправлять по сотне писем и ничего не бояться.
В последние две недели мы привлекли четырёх спонсоров, покрыли расходы и даже заработали около 5000 евро. Появился ажиотаж — я уже сама отказывала спонсорам, потому что они казались мне недостаточно интересными или просто не было времени предоставлять им услуги.
Самое интересное в работе над конференцией — наблюдать, как в какой-то момент ты вдруг достигаешь критической массы и о тебе начинают говорить.
Кто-то скажет: надо было готовить конференцию хотя бы полгода, тогда спонсоров было бы больше. Но я в этом сомневаюсь. Да, получилось бы привлечь большие компании, которые не любят суеты и долго принимают решения. Но на таких спонсоров я и не ориентировалась. Обычные блокчейн-стартапы всё равно принимают решения в последние две недели. Вдруг оказывается, что их основатели именно в этот день приезжают в Берлин, или какие-то знакомые вскользь упоминают мою конференцию и они пишут мне письмо с предложением несмотря на то, что до этого я им сама отправила десять писем.
В ночь перед днём конференции, 23 июля, мы распечатывали программы и страшно волновались. Я переживала, что никто не придёт, что у спонсора не откроется видео, что спонсоры потребуют деньги обратно и все будут меня ненавидеть. Ничего такого не случилось, зато зафакапил сирийский повар — вместо нежнейших сырных роллов, которые он показывал нам на тестинге, привёз засушенный хлеб и батончики «Твикса».
К счастью, другие конференции научили меня главному правилу — идеальных мероприятий не бывает. Спонсоры благодарили и хотели подписаться на следующую. Основатель одного стартапа развеселился от вина и уже на месте предложил заплатить мне 500 евро, чтобы выступить на сцене (я сказала: «Спасибо, не надо»).
Даже моя скептическая подруга Катя, которая прилетела за два дня до конференции и пыталась позвать меня в клуб танцевать (в моё самое горячее время — пришлось на неё накричать и поплакать), сказала, что она мной гордится и она надеется повторить успех уже в Нью-Йорке. Кстати, мы действительно его повторили. Во вторник, 9 апреля, мы провели ужин для инвесторов в модном ресторане Манхэттена The Smith.
Самое приятное — когда работаешь два месяца без выходных, в сильном напряжении, а потом вдруг идёшь на берег Шпрее, счастливый и довольный, отмечать результат с бутылкой шампанского под нежным берлинским солнцем.
Фотография на обложке: Bloomberg / Getty Images
Подписывайтесь на «Секрет фирмы» в «Яндекс.Дзене» и Google News.