Как раскрутить магазин в Instagram, «ВКонтакте» или на Avito

— объясняет Андрей Лямин (Shiptor.ru)
08 июня 2018 в 13:31

В 2017 году россияне наторговали друг с другом в интернете на 290 млрд рублей. Это всего в три раза меньше выручки интернет-магазинов. Средние чеки почти совпадают: 3500 рублей в сегменте C2C (client to client) против 4200 рублей на B2C-рынке.

Агентство Data Insight подсчитало, что на 10 млн покупателей в C2C приходится 8 млн продавцов. Конечно, большинство людей продают что-то на Avito, в Instagram или «ВКонтакте» единоразово или от случая к случаю — основным источником дохода эта деятельность является лишь для 300 000 человек.

Может ли магазин в социальной сети или на доске объявлений вырасти в настоящий бизнес?

Лучше получить легальный статус

Большинство частных продавцов пока что находятся в серой зоне, то есть не заводят себе ни ОГРН, ни ИНН, банковского счёта у многих тоже нет. Так они здорово экономят, уклоняясь от налоговых выплат. Не платится ЕСН (30%), НДФЛ (13%), НДС (18%) и налог с прибыли.

Проверяющие органы от такого положения вещей не в восторге. Региональные СМИ рассказывают жуткие истории о том, как налоговики преследуют кондитеров из Instagram и «ВКонтакте».

К 2019 году Минфин готовит законопроект, который предполагает налог в 3% для самозанятых граждан. Им не потребуется регистрировать ИП, а для оплаты налога потребуется лишь установка специального ПО. К сожалению, это значит, что налоговики будут ещё пристальнее следить за переводами и счетами физических лиц, так что, продавая антиквариат, собственноручно связанные шапки или забавные поделки через интернет, вы всегда будете участвовать в опасной лотерее: заметят или не заметят, придут или не придут?

Если вы хотите совершить разовую продажу или проверить спрос на товары, закрыв на площадке три-пять сделок, можно спокойно обойтись без регистрации ИП. Но если микромагазин планирует растить объёмы, лучше зарегистрировать юрлицо уже сейчас и платить налоги. Можно выбрать несколько вариантов. Например, оформить интернет-магазин как ИП с упрощённой системой налогов: 15% с прибыли или 6% с выручки. Или снять небольшой офис и поставить кассовый аппарат, чтобы работать с налогом на вменённый доход (ЕНВД).

Появляется всё больше банков и сервисов, которые позволяют отдать самые муторные процессы своего дела — бухгалтерию и юридическое сопровождение — полностью на аутсорс. Управление расчётным счётом в большинстве современных банков устроено не сложнее управления собственным карточным счётом.

Сделка

Простота открытия своего магазина на готовой площадке, будь это паблик во «ВКонтакте» или выкладка объявлений на «Авито», имеет и обратную сторону: слабую защищённость и продавца, и покупателя. Число карточных краж выросло на 7% за прошлый год, и весомая доля обманщиков — именно продавцы-частники или микромагазины. Покупатели в основном попадаются на том, что переводят продавцу часть залога и больше не могут с ним связаться. А ключевая проблема продавцов — возвраты, которые съедают до 80% прибыли интернет-магазина. Курьер отвозит товар обратно в интернет-магазин, его возвращают на хранение на склад, а продавец вынужден оплачивать двойную цену за доставку и штраф за возврат.

На западе большинство C2C-сделок проходит в формате безопасной сделки при участии третьей стороны — компании-посредника, которая сохраняет деньги покупателя, если продавец доставит некачественный товар или нарушит условия договора. Для продавца «безопасная сделка» удобна ещё потому, что в случае отказа от посылки покупатель оплачивает комиссию до 3% вместо продавца. Отказом от товара также считается неявка за посылкой в пункт выдачи заказов, в отделение «Почты России» или отказ принять посылку у курьера.

У нас безопасные сделки можно заключать на «Авито», там недавно появилась такая услуга. Покупатель получает товар, подтверждает, что с ним всё в порядке, и только после этого продавец получает деньги, площадка берёт комиссию — около 3%. Другие сервисы, через которые можно провести безопасную сделку, — «Яндекс.Касса», SafeCrow или CashPass. Мы в Shiptor недавно запустили сервис, который позволяет покупателям микромагазинов, у которых нет своего сайта, выбирать способ оплаты и доставки: продавец отправляет ссылку на оплату заказа, где прописаны разные варианты, покупатель выбирает подходящий, эта информация фиксируется в личном кабинете.

Доставка

Владельцы микромагазинов с ограниченным бюджетом часто самостоятельно заказывают курьеров через сервисы типа Dostavista, YouDo или GettDelivery. Сервисы работают по одной схеме: вы размещаете заказ, система уведомляет о ближайших свободных курьерах, вы выбираете того подрядчика, который вам больше нравится. Рейтинг курьеров основывается на отзывах.

Когда количество заказов перевалит за 15–20 в день, вы физически не сможете бегать на почту каждый раз для отправки посылки. Поэтому магазины покрупнее, которым нужна доставка по всей России, обращаются к логистическим компаниям, которые работают с несколькими курьерскими службами в рамках единого договора. Компания-агрегатор выстраивает цепочку доставки товара со склада до покупателя независимо от сложностей перевозки, решает вопросы с возвратами, упрощает документооборот. В среднем по рынку услуги таких компаний могут начинаться от 3000 рублей или составлять от 1,5% до 3% от оборота. Чем выше оборот, тем меньше процент.

Некоторые логистические компании предлагают услуги для микробизнесов в формате пакетных предложений. Например, когда оператор устанавливает фиксированную стоимость за определённое количество отправлений: отправил 100 посылок — заплатил 10 000 рублей.

Пример из жизни

27-летняя Алина из Саратова начала продавать мыло ручной работы разной формы и с разными ароматами. Для торговли выбрала площадки «Авито» и «Юлу», а часть продукции продавала в соцсети «ВКонтакте». Спустя год заказов стало много — Алина тратила на бизнес по 12 часов в день. Одной было уже не успеть, и к работе подключился муж. Ребята следили за объявлениями, обрабатывали заявки, отправляли посылки, работали с отказами и постоянно варили мыло.

Они стартовали как серый микромагазин, но открыли ИП, когда годовой доход превысил 500 000 рублей. Чтобы работать как ИП в 2017 году, нужно было платить фиксированный взнос — 28 000 рублей в год. Налог 6% с выручки 500 000 рублей — 30 000 рублей в год. Это превышает сумму взноса, и по закону в таком случае ИП освобождается от его уплаты. Когда Алина зарегистрировалась в налоговой, перестала волноваться из-за проверок и начала получать трудовой стаж.

Но появилась другая проблема: рутина — переговоры с клиентами, упаковка, походы на почту — съедала всё время, не оставалось времени, чтобы сочинять новые рецепты. Ребята начали искать аутсорс. Первым делом подключили родной сервис «Авито» «Автозагрузка». «Автозагрузка» берёт товары из системы учёта продаж и автоматически создаёт объявления на доске. В качестве системы учёта продаж подойдёт обычный Excel. Для автоматического создания объявлений есть и другие программы, но за их использование «Авито» может заблокировать аккаунт.

Для «Юлы» пользовались программой «Юбот». С помощью «Юбота» автоматизировали создание объявлений, но ненадолго. Программа была неофициальной, существовала на пожертвования и в скором времени перестала работать. Продажи на «Юле» стали отнимать слишком много времени, потому что всё приходилось делать вручную.

Во «ВКонтакте» продажи идут через группу. Алина один раз выложила товары и вкладывается в раскрутку — покупает таргетированную рекламу и рекламу в группах, а иногда заказывает обзоры у популярных блогеров. Ведение группы обходится в 20 000 рублей в месяц. За эти деньги сотрудник отвечает на вопросы покупателей, принимает заявки, заказывает рекламу. Бюджет на рекламу — до 15 000 рублей в месяц.

Себестоимость стограммового куска мыла — около 30 рублей. Если экспериментировать с формой или добавлять дорогие масла — 50 рублей. Покупатели готовы платить от 150 рублей за обычное мыло и до 400 рублей за красивое или душистое. В среднем Алёне и её мужу удаётся продать 25–30 кусков мыла в день, чаще берут дешёвое. Средняя выручка — 6000 рублей в день или 180 000 в месяц. Если вычесть расходы на сырьё, рекламу и налоги, остаётся около 100 000 рублей в месяц на двоих. Хватает на жизнь в Саратове.

Новости и лучшие статьи «Секрета фирмы» — в нашем Telegram-канале: @businesssecrets. Подписывайтесь!

Фотография на обложке: Barcroft Media

Нам важно ваше мнение

Ещё по теме
Загрузка...
Загрузка...