Где взять мотивацию, если ваш бизнес отвратительно стабилен
— делится опытом Анна ГородецкаяЗавидую людям, которые получают удовольствие, наблюдая из директорского кресла, как их малый бизнес живёт своей жизнью, принося небольшие деньги. Они напоминают мне японских монахов, которые ухаживают за садом камней
Завидую людям, которые получают удовольствие, наблюдая из директорского кресла, как их малый бизнес живёт своей жизнью, принося небольшие деньги. Они напоминают мне японских монахов, которые ухаживают за садом камней.
Моя компания продаёт женское бельё российских дизайнеров и делает сервис подписки на трусики. Мы хотим, чтобы у женщин было много разного удобного белья. Чтобы они перестали носить растянутые и застиранные лифчики из-за того, что у них нет времени и сил выбирать новый. Хотим, чтобы они могли покупать стильное бельё на каждый день, а не для праздничного секса.
Мне повезло с проектом. Он важен для меня и для моей команды. Но уже третий год мы работаем с показателями в рамках рынка: конверсия — 0,8%, 60% покупателей — в Москве, 10% покупок — повторные. Крошка-бизнес встал на ноги, но я начала замечать, что он перестаёт быть очень интересным занятием.
На первых этапах развитие бизнеса меня увлекало: мы постоянно что-то улучшали, я начала делегировать задачи и радовалась успехам, к которым уже не имела прямого отношения. Но когда операционная работа наладилась, я стала испытывать дискомфорт. Я поняла: то, что прекрасные сотрудники уверенно решают вопросы с клиентами без моего участия, не защищает компанию ни от чего.
У малого бизнеса много врагов: конкуренты наступают на пятки, подрядчики и партнёры отодвинут вас на второй план, как только к ним придёт более крупный заказчик, государство усложняет жизнь. Если вы малый бизнес в реальном секторе, вы ничего не можете со всем этим сделать и ваша деятельность на 50% будет состоять из борьбы с ветряными мельницами и поиска соломки на случай, если вы всё же проиграете.
Для меня эти мысли стали знаком того, что надо повысить градус страстей, то есть сделать скачок. Владельцы бизнесов по-разному находят себя в деле: для кого-то управление проектом сродни медитации — и они обретают покой и рост в идеальной отточенности повседневных движений, а я считаю неделю, за которую у меня ни разу не подкашивались колени от усталости или страха перед неизвестностью, прожитой зря.
Мы делаем свой скачок конкретно в эти минуты: на прошлой неделе привлекли первые внешние инвестиции (до этого проект развивался на личные средства). И для нас это серьёзный шаг. Мы не только обретаем средства для манёвра, но и получаем подтверждение со стороны, что наш проект реально существует и будет существовать дальше.
На этом этапе мы хотим расти за счёт увеличения продаж и аудитории. Нам, как бизнесу, это, конечно, поможет вырасти в плане финансовых показателей. Но это не единственная моя цель. Расширение информационного присутствия поможет нам преломить странную ситуацию, которая сложилась вокруг женского белья. Производители продают его как предмет чувственной роскоши, хотя самый популярный вопрос у покупателей — как найти удобное бельё без лишнего поролона.
Но уже сейчас мы думаем, что делать дальше. Нынешний рост через полгода опять выведет нас на плато, на котором мне станет скучно. И я уже знаю, что мы будем делать, чтобы не останавливаться. Помимо развития продаж мы планируем создать принципиально новую модель производства и уйти в высокие технологии. Мне кажется, что в реальном секторе без технологий, просто за счёт наращивания оборота, серьёзный прорыв уже невозможен.
Мы хотим расти сами и хотим растить рынок нижнего белья в России. Сейчас 85% рынка занимают иностранные производители, по большей части это марки из Юго-Восточной Азии. При всей своей космополитичности я считаю необходимым делать место, в котором я живу, лучше и удобнее.
Со времени публикации моей колонки о бизнесе по пошиву белья (в ней я рассказала о сложностях, с которыми сталкивается любая марка, когда хочет произвести среднюю партию белья) мы протестировали ещё несколько фабрик и обнаружили, что огромное их количество годами сидят и ждут, когда к ним придут сферические заказчики на тысячные партии. А в то же самое время десятки дизайнеров и малых фирм не могут разместить заказ на пошив прекрасных коллекций, которые так легко донести до покупателей средствами онлайн-маркетинга.
Наши фабрики работают так же, как и 50 лет назад, а ритейл при этом надо развивать с прицелом на будущее. И сейчас это просто невозможно. Производство и ритейл нужно придвигать друг к другу. У нас нет пока огромных активов, которые нам надо было бы реструктуризировать без потерь, и в этом наш огромный плюс: мы можем не думать о сохранении неэффективных схем, а сразу строить выгодные.
Мы хотим стать пионерами нового подхода к производству, основанного на принципах шеринговой экономики: производить больше и дешевле за счёт распределения расходов на содержание производства между нами и брендами, которые мы будем отшивать, а затем продавать. Мы планируем облегчить жизнь дизайнерам и взять на себя массовый отшив их коллекций. Таким образом мы снизим себестоимость товара, так как расходные материалы станут дешевле за счёт оптовой закупки. Также мы избавимся от расходов на транспорт и сложную логистику по приёмке товара от нескольких поставщиков.
Мне нравится развивать свой бизнес, потому что это интересно, выгодно и потому что с его помощью я могу делать то, чего никогда не смогла бы сделать в одиночку. На самом деле мне кажется, что только ради этого и имеет смысл ввязываться в такую рискованную авантюру, как собственное дело. К простому человеческому счастью и покою можно прийти и более простым путём.
Фотография на обложке: Joe Readle / Getty Images