secretmag.ru
Опубликовано 24 ноября 2017, 12:07

Что общего у телемедицины и e-commerce

— сравнивает Руслан Зайдуллин (Doc+)

Здравоохранение прямо сейчас переживает беспрецедентную технологическую и культурную трансформацию. В том числе в России. Эти изменения касаются каждого, поэтому их важно обсуждать.

Что общего у телемедицины и e-commerce

Здравоохранение прямо сейчас переживает беспрецедентную технологическую и культурную трансформацию. В том числе в России. Изменения касаются каждого, поэтому их важно обсуждать. О диджитализации медицины говорят многие — но смотрят на них в основном через призму отдельных решений. Системный подход можно встретить в текстах профессиональных визионеров — таких как Берталан Меско или Винод Хосла. Но на русском языке я ничего похожего не встречал.

Мы, в Doc+, строим цифровую клинику в смартфоне и на дому. Успех этой затеи зависит от общего понимания трендов, поэтому я хочу поделиться своим видением и порассуждать вслух о будущем.

При чём здесь e-commerce

Объяснить разрыв между современным состоянием медицины и тем, чем она должна стать, проще всего на примере ритейла, где значимая доля изменений, которые ожидают здравоохранение, уже произошла.

Механика электронной коммерции всем понятна, каждый из нас хотя бы раз покупал товары онлайн. В онлайн-продажах услуги уже сегодня отвечают следующим параметрам:

— персонализация предложения: от товаров до контента;

— почти мгновенное получение товара: доставляют в течение дня в большинстве стран;

— низкие цены (главный фактор — автоматизация бизнес-процессов);

— улучшение качества услуг за счёт той же автоматизации и стандартизации;

— доступность: заказать можно что угодно и откуда угодно;

— гарантия получения услуги: если товар не соответствует ожиданиям, его заменят бесплатно;

— клиентоориентированность: конкуренция не только по цене, но и по качеству обслуживания;

— наличие цифровой экосистемы, в которую включены производители, дистрибьюторы, склады, сервисы доставки, магазины;

— превентивность: подписки и предугадывание того, что нужно клиенту.

Электронная коммерция — индустрия с высочайшей конкуренцией, огромным объёмом рынка и, как следствие, большим и постоянным потоком инноваций. Инновационность и всеобщая доступность электронной коммерции стали возможны благодаря развитию интернета, системному сбору и обмену данными, а также стандартизации и автоматизации.

Теперь вспомните, как было с покупками в интернете пару десятилетий назад. К ним не было никакого доверия, а сейчас мы спокойно заказываем обувь или даже мебель с другого континента. Быстро, понятно и надёжно. То же произойдёт с медициной — с диджитализацией она станет доступнее и качественнее.

Почему медицина ещё не перешла в цифровое пространство

В мировой и даже российской медицине есть отдельные технологические прорывы, крутые решения. Но полностью отсутствует системность. Можно выделить несколько причин.

Сложность медицинских услуг и системы в целом

В медицине предъявляются высочайшие требования к квалификации докторов и медсестёр — система здравоохранения работает на массовом, но высококвалифицированном персонале. Все элементы системы связаны необходимостью обеспечивать комплексный уход за пациентом, который традиционно существует только за счёт многомиллионных инвестиций в многопрофильные медицинские центры.

Плохое понимание человеческого организма

Отсутствие целостного понимания работы человеческого тела создаёт сложности в тестировании новых методов. Пациенты ждут от медицины готового проверенного решения, и лишь малая часть больных готова участвовать в экспериментальных программах.

Консервированность отрасли

Медицинский менеджмент почти на 100% состоит из врачей. Причины понятны: кто лучше их понимает, как работает клиника? Но в том же e-commerce есть значимый процент управленцев с опытом из других отраслей. Подобный подход обеспечивает широту взглядов, обмен лучшими практиками — необходимое условие для инноваций. В медицине людей со стороны мало, что приводит к сильному смещению в сторону традиционных подходов.

Низкая мобильность и доступность диагностического оборудования

Лишь небольшая часть медицинского оборудования доступна конечному пользователю. Однако в последнее время в этом направлении происходят положительные изменения: отдельные диагностические инструменты превращаются в удобные носимые гаджеты, дешевеют и становятся доступными для потребителей.

Отношение к врачеванию как к искусству, а не как к алгоритму

Об этом можно много спорить, но значимая часть диагностики и лечения точно может быть представлена в виде алгоритмов и вероятностного распределения.

Строгое законодательство и государственный контроль

Строгость законодательства — серьёзный барьер для появления новых игроков. При прочих равных предприниматели, особенно без большого стартового капитала, идут в другие индустрии.

Отсутствие обмена данными

За последние пару лет многие клиники и больницы сделали личные кабинеты, в которых пациент может получить медицинские данные в цифровом виде. Но далеко не все. Почти нигде вы не сможете перенести историю болезни из одной больницы в другую. Некоторые большие сетевые клиники даже не имеют внутреннего обмена данными между филиалами или между различными информационными системами. И даже внутри одного учреждения врачи не всегда ознакамливаются со всей имеющейся информацией о пациенте.

При всём этом в здравоохранении есть ключевые проблемы, которые не решить без диджитализации и автоматизации.

Первая проблема — низкая и неоднородная доступность медицинской помощи. По оценке Всемирной организации здравоохранения, на 2013 год в мире не хватало 7,3 млн врачей. По прогнозам, к 2035 году эта цифра вырастет до 12,9 млн. В России 75,6% врачей сообщили о низкой доступности медицинской помощи в регионах.

Вторая — неоднородное качество медицинской помощи в стране. Устаревшая система образования и низкие зарплаты приводят к тому, что в среднестатистической российской поликлинике принципы доказательной медицины игнорируются, а современные методы диагностики и лечения не используются.

Третья — неспособность человеческого ума учесть весь объём факторов, влияющих на здоровье, и усвоить все современные знания и исследования.

Четвёртая проблема — низкая степень персонализации здравоохранения. В диагностике редко используется вся история обращений пациента за медпомощью, информация о ранее перенесённых заболеваниях и генетических предрасположенностях. Каждый раз, когда вы приходите к новому врачу, надо рассказывать всё о себе заново. Массовое внедрение персонализированной медицины без автоматизации невозможно.

Пятая — низкая степень превентивности. Динамическое наблюдение хронических больных затрудняют постоянная необходимость очного посещения врача, низкая частота собираемых показателей здоровья и недоступность медицинского оборудования для конечных потребителей.

И, конечно, без автоматизации и диджитализации невозможно постоянное и эффективное взаимодействия между участниками системы здравоохранения.

Как диджитализация качественно улучшит медицину

Доказательная медицина основана на объективном подходе к оценке эффективности медицинского вмешательства, который базируется на научных исследованиях, математическом и статистическом анализах.

Что нельзя измерить, то нельзя контролировать.

Чтобы точно оценить эффективность лечения, нужно понимать все влияющие на неё факторы. Чтобы их понимать, нужно оцифровать и наблюдать в динамике максимум данных о здоровье пациента. У современной доказательной медицины с этим много проблем:

— генетика и образ жизни пациента почти не учитываются;

— рандомизированные клинические исследования часто не обладают должным количеством участников;

— не учитывается влияние одновременно протекающих болезней друг на друга;

— затруднены исследования эффективности немедикаментозной терапии в сфере психического здоровья.

Решить текущие проблемы невозможно без системного сбора, хранения и последующей автоматической обработки персональных медицинских данных. Собирать данные нужно как на уровне индивидуума, так и на уровне системы здравоохранения в целом.

Глобально, для повышения уровня медпомощи и снижения затрат нужны стандартизация, алгоритмизация и автоматизация контроля качества и система поддержки принятия решений. Для помощи врачам необходимо сначала автоматизировать рутинные (сбор анамнеза), а затем и более сложные этапы медицинской услуги (триаж, превентивная диагностика с вероятностным распределением возможных диагнозов, постоянный мониторинг состояния пациента).

Превентивная медицина эффективна, когда есть доступ к максимальному количеству факторов, влияющих на состояние здоровья, определяющих вероятность заболеваний и осложнений.

Для персонализации медицины необходимо иметь как можно больше данных о конкретном человеке. Желательно собирать их в режиме 24/7: через смартфоне, носимые устройства, датчики, встроенные в организм. Уже сейчас стоит сохранять в цифровом виде данные о регулярных диспансеризациях и посещениях врачей и смотреть статистику по всему населению.

Для мгновенного получения медицинской услуги и радикального повышения её доступности нужна телемедицина с возможностью ставить диагноз онлайн. Дистанционная помощь не должна ограничиваться триажем и динамическим наблюдением.

Наконец, чтобы человек был в центре всей системы, он должен иметь доступ к своей медицинской информации и свободу выбирать любого врача и учреждение здравоохранения, не начиная каждый раз общение с нуля. Необходимо научиться оценивать результативность лечения системно, точно и однородно не только в условиях стационара.

Чтобы всё получить, необходимо создать цифровую экосистему.

Как здравоохранению перейти на новый уровень

Основная часть граждан России лечатся по системе ОМС, в которой работают в основном госклиники. Для внедрения в них всех современных подходов нужны прогрессивные решения государства и их эффективное внедрение.

Эстония, например, уже ввела электронную историю болезни Digilugu, где фиксируются все данные о пациенте: посещения врачей, результаты анализов и исследований, электронные рентген-снимки и рецепты. Доступ к карте есть у пациента и всех его лечащих врачей независимо от медицинского учреждения. Решение звучит просто, но реализовать его сложно, хотя в планах нашего Минздрава подобные изменения есть.

У бесплатной медицины множество проблем с финансированием, сервисной составляющей, скоростью принятия и внедрения решений. Поэтому быстрых системных изменений ждать не стоит.

А что с платной медициной? Упрощённо опишу два пути, ведущих к целевому состоянию:

1). Эволюционный — постепенная оцифровка и улучшение существующих процессов традиционной многопрофильной клиники, больницы или страховой компании. Медленно, но без рисков и на основе работающих систем, к которым есть доверие. Однако традиционный образ мышления обычно снижает уровень принятия инноваций, многие возможные решения не внедряются, потому что кажутся чужеродными и не соответствующими принятым практикам.

2). Революционный — создание цифровой клиники, где все процессы и решения изначально строятся на современных технологиях, каждая традиция переосмысляется. Это дорогой путь, на начальном этапе ему мало доверяют, зато результаты не базируются на устаревших практиках.

Мы, в Doc+, развиваем второй вариант, преодолевая многочисленные сложности и барьеры.

Пойдём по порядку.

Построить с нуля оцифрованную многопрофильную клинику — невозможно. Это сложнейшая система. Поэтому мы начали с наиболее простых в организации педиатрии и терапии. К врачам этих специальностей обращаются чаще всего.

Пользователи медицинских услуг не склонны доверять тому, что не имеет «настоящей» офлайн-составляющей, поэтому она необходима. Чтобы преодолеть проблему недоверия, офлайн-услуга должна быть в разы лучше существующих решений. Именно поэтому мы стартовали с вызова врача на дом, сделав его дешевле среднерыночного, быстрее, с неограниченным по времени осмотром и классными врачами.

Чтобы набрать высококвалифицированных врачей, необходимо платить им зарплату выше рынка. У нас нет капитальных инвестиций в традиционную инфраструктуру, эта часть затрат перешла в фонд оплаты труда врачей — единственную статью расходов, которую мы осознанно и регулярно повышаем. Мы считаем, что врачи должны получать больше, чем сейчас. Наши зарплаты ниже, чем у премиальных клиник, но выше среднего уровня.

Мы с самого начала разрабатываем собственную электронную медицинскую карту, систему контроля качества, CRM. Это основа последующих автоматизации и персонализации.

С ростом клиентской базы мы начали подключать врачей новых специальностей, которыми интересовались пациенты, — неврологов, отоларингологов и медсестёр. Подключая каждую специальность, мы изучали её как новый продукт — собирали текущие стандарты и синтезировали в свои.

Затем мы добавили телемедицинские консультации: имея лояльную клиентскую базу и хороших врачей, перенести часть услуги в онлайн несложно.

Мы перенаправляем пациентов в другие клиники и больницы, когда возникает необходимость в дополнительных исследованиях и консультациях, которые мы не можем провести самостоятельно. Чем больше у нас клиентов, тем больше медицинских организаций, заинтересованных в интеграции с нами. Благодаря росту мы подключили аптеки, подключаем избранные клиники. При этом мы требуем полной интеграции и обмена медицинскими данными, чтобы клиент имел возможность хранить их у себя в смартфоне.

Чтобы улучшить клиентский опыт при перенаправлениях, мы оптимизируем процессы, собираем обратную связь. По единым электронным медицинским картам мы будем контролировать качество работы партнёров нашей врачебной комиссией, отключая от системы врачей, которые не выполняют требования стандартов. В итоге мы сможем обеспечить целостность ухода не через постройку многопрофильной клиники, а через сложную, но невидимую пациенту интеграцию с лучшими игроками.

Чем больше у нас будет данных, тем больше материалов для аналитики и машинного обучения, построения автоматической системы контроля качества. В какой-то момент мы построим самоподдерживающийся цикл: больше клиентов → больше направлений партнёрам → у них больше мотивация соответствовать нашим требованиям качества → больше данных для анализа → выше персонализация, превентивность, качество с понижением затрат → больше клиентов.

Так мы построим выгодную всем экосистему. Люди получат качественную и доступную медицинскую помощь, оцифрованное понимание собственного здоровья, превентивную диагностику. Врачи — отсутствие бюрократии, меньше рутинных задач, больший заработок, чёткие критерии качества работы, довольных клиентов. Страховые компании — повышение прозрачности системы, снижение выплат за некачественное лечение. Здравоохранение станет эффективнее, доступнее и дешевле.

Читайте также другую колонку автора «Допустим, телемедицину легализуют — что дальше?» и большой материал об истории Doc+ «Врачи без границ».

Самые важные новости и лучшие тексты «Секрета фирмы» — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!