18 сентября 2015 года в 09:00

Бизнесмен не должен быть умным

Как троечники обходят отличников в бизнесе

Бизнесмен не должен быть умным

Ум предпринимателя и «обычного» наёмного человека — это разные вещи. Из очень умного человека совсем не обязательно получится хороший бизнесмен. Верно и обратное: гениальный предприниматель, вполне возможно, был троечником в школе и совсем не сечёт, например, в биологии.

Почему так? Изучая работу мозга у людей с разными видами умственной деятельности, я пришёл к нескольким интересным выводам.

1

В обывательском представлении умный человек — это тот, кто много всего знает. Однако ум предпринимателя — это не столько объём его знаний, сколько умение получить нужную информацию и найти её применение в реальном мире бизнеса. Как у компьютера с небольшим жёстким диском, но очень быстрой оперативной памятью. Мозг такого человека работает специфически. Важнейшее качество предпринимателя — умение мыслить нестандартно. Чтобы сделать свой бизнес интересным и доходным, придётся делать что-то новое. А сделав, нужно думать на перспективу, представлять, как бизнес будет развиваться дальше, то есть мышление предпринимателя должно быть масштабным.

2

Другое качество личности, которое, возможно, не входит в классическое определение слова «ум», но тем не менее играет важнейшую роль в жизни бизнесмена, — решительность. Люди каждый день придумывают самые разные вещи, каждый считает себя (порой небезосновательно) гениальным стратегом, маркетологом и потенциальным руководителем, вот только так и не решается взять на себя ответственность и возможные риски. Обратите внимание, что большой багаж накопленных знаний, детальный анализ рисков, всестороннее изучение аналогичных кейсов — качества, безусловно, присущие умному человеку, — в случае с предпринимательством могут сыграть против человека. Всё взвесив, он просто выберет более спокойный и предсказуемый путь наёмного работника.

3 и 4

Не обойтись без высокой стрессоустойчивости. В бизнесе иногда кажется, что весь мир играет против тебя, и хочется забиться в угол (вот бы подсчитать, сколько чашек кофе выпивают и сигарет выкуривают бизнесмены в тяжёлые, нервные рабочие будни). Но останавливаться нельзя: собственный бизнес — это работа под давлением в режиме 24/7.

Отсюда ещё одно качество — высокая работоспособность. Бизнес — это постоянное преодоление трудностей и каждодневная рутина. Высочайшая концентрация на своём деле. Всегда будет множество вещей, которые отвлекают от главного. Предприниматель должен определяться с приоритетами и чётко придерживаться курса. Работоспособность — важнейшее качество ума. Там, где ленится мозг, начинает лениться и тело. Но мозг предпринимателя всегда в движении, всегда в работе — оценивает риски, следит за тенденциями, контролирует процессы.

Прямо говоря, глупые люди редко бывают успешны в бизнесе, если, конечно, они не обладают административными или родственными ресурсами. Не быть умным хороший предприниматель просто не может — так много информации он должен держать в голове, такую ответственность брать на себя и так виртуозно общаться с людьми. Другое дело, что ум его специфический, прикладной, порой далёкий от академического понимания интеллекта.

От отличника к троечнику - это эволюция

Взять хотя бы школу. Все ли отличники могут стать предпринимателями? Все ли смогут во взрослой жизни направить свои знания в практическое русло? Очевидно, что нет. В извечном противостоянии отличников и троечников далеко не всегда можно предугадать, какая сторона одержит верх. Скажу по своему личному опыту: я был отличником в школе и троечником в институте, так что побывал в обоих лагерях. И, честно говоря, опыт троечничества оказался для меня как предпринимателя куда полезнее!

Как стать отличником? Нужно чётко выполнять указания, примерно себя вести и мыслить в рамках системы. Отличник — это узкомыслящий человек, который нацелен на выполнение заданий. Отличник, как правило, — прекрасный исполнитель, но не предприниматель.

Троечники же делятся на два типа: лентяи, которым ничего не интересно, и активные, любопытные личности, чей интерес, однако, не всегда совпадает со школьной программой. Они задают вопросы, исследуют и отказываются тратить время на то, что им неинтересно, что и приводит к проблемам в учёбе.

Кроме того, тройки в нашей системе образования ставят порой за несогласие, за бунт, за хулиганство, за непоседство — за неординарность. В школе люди часто ещё не умеют своей энергией управлять, и школа никак не помогает найти для неё правильное русло, но в будущем именно неординарность поможет начинающему предпринимателю.

Учитесь быть троечником

Когда я поступил в Московский энергетический институт, то быстро понял, что учиться тому, чему меня там учат, — неинтересно. Поэтому я ходил только на те лекции, в которых видел смысл, — менеджмент, управление организаций и т. д., а параллельно изучал жизнь и примеры бизнеса, которые мне казались интересными. Впрочем, я прикладывал немало усилий, чтобы всё-таки не вылететь из института, и научился общаться с людьми и убеждать их делать за меня задания. Так что быть троечником ох как непросто!

Именно этот подход — брать от жизни то, что кажется важным, и отказываться от того, что представляется тратой времени, и сделало из меня предпринимателя. И я не одинок в таком подходе — вспомните хотя бы Стива Джобса, который отчислился из университета после первого же семестра, но всю жизнь занимался самообразованием и стал великим бизнесменом.

Для таких людей, которые не останавливаются в саморазвитии, я и запустил свой бизнес. Я верю, что тот, кто не останавливается на достигнутом, кто готов совершенствоваться и постоянно работать над собой, кто берёт на себя ответственность за себя и свои поступки, имеет больше шансов и в бизнесе, и жизни. А академическая успеваемость и имидж умного человека здесь ни при чём.

Фотография на обложке: PM Images via Getty Images

Обсудить ()