За усталостью российских дальнобойщиков хотят следить по зрачкам и пульсу
В России начнут контролировать засыпающих за рулём водителей такси, грузовых машин и автобусов с помощью систем, способных по зрачку или частоте пульса определять степень усталости человека. Такая задумка появилась у Минтранса. В министерстве убеждены, что установка таких устройств снизит аварийность и позволит работнику законно находиться в рейсе более 10 часов в сутки, если система не фиксирует признаков усталости.
Минтранс разместил проект поправок к закону «О безопасности дорожного движения», позволяющих увеличить предельное время работы за рулём для водителей такси, грузовых машин и автобусов. По действующим правилам дорожного движения (ПДД), они могут проводить в пути не более 10–12 часов в сутки, при этом контроль осуществляется с помощью тахографов.
Минтранс же предлагает прописать в ПДД возможность управлять транспортным средством более 10–12 часов в сутки при наличии механизма, «обеспечивающего контроль и поддержание состояния работоспособности». Речь идёт о системах, определяющих степень усталости водителей и выявляющих признаки засыпания, к примеру, с помощью лазерных датчиков, установленных в кабине, или браслета на руке.
Предполагается, что устройство, установленное в салоне транспортного средства, по зрачку или частоте пульса зафиксирует признаки снижения работоспособности человека, после чего водитель будет обязан сделать перерыв.
По данным Минтранса, нововведение коснётся более 4 млн водителей и позволит государству сократить ежегодный ущерб от ДТП на 350–530 млрд рублей. Сейчас он оценивается в 1,78 трлн рублей.
В Минтрансе посчитали, что новое оборудование обойдётся перевозчику в 25 000–80 000 рублей. В эту сумму входят стоимость и установка, а также обслуживание прибора на протяжении 3 лет. Планируется, что новые требования вступят в силу с 1 марта 2023 года.
Глава ассоциации «Рустахоконтроль» Геннадий Мирошин сообщил «Коммерсанту», что не поддерживает идею возможности увеличить нормативы работы водителей. По его словам, действующий максимум — 12 часов — «и так не соответствует Трудовому кодексу». «Правильнее было бы использовать приборы, чтобы принудительно уменьшать допустимое время вождения при фиксации состояния усталости», — считает Мирошин.
Президент ассоциации «Грузоавтотранс» Владимир Матягин пояснил газете свою позицию: «Это очередное лоббирование интересов производителя очередной коробочки, которую впоследствии обяжут ставить в каждую машину», — уверен он.
По словам Матягина, пока показания с тахографов снимают инспекторы, у водителей всегда будет возможность «договориться на месте независимо от показаний прибора и их количества». В действительности, отметил эксперт, водители грузовиков не соблюдают установленные нормы вождения и едут до тех пор, пока не захотят спать.
С 2018 года столичный «Мосгортранс» внедряет в городском транспорте систему «Антисон». С помощью лазерных датчиков контролируется моргание, повороты головы, взгляд водителя. Система позволила сократить аварийность на 23%, следует из материалов Минтранса.
Ранее «Секрет» рассказывал, что в Госдуме предложили штрафовать дальнобойщиков за медленную езду.
Откроем важный секрет: всё самое интересное — в нашем телеграме.